Найти в Дзене

5 лучших и 5 худших частей Resident Evil

Оглавление

«Я не планировал превращать Resident Evil в сериал и вообще не думал, что игра окажется настолько успешной», – заявил Синдзи Миками по случаю 20-летия культового хоррора. Оглядываясь назад, кажется, будто бы создатель серии и впрямь сторонился популярности своего детища, ведь под его руководством вышло только три игры. Зато какие – самый первый Resident Evil, по сути сформировавший новый жанр, его бесподобный ремейк и революционная четвертая часть. По случаю стремительно приближающегося релиза обновленной Resident Evil 3 мы решили вспомнить самые яркие и безликие главы в истории легендарной серии (к слову, расставлены они в хронологическом порядке).

Лучшие игры

Resident Evil Code: Veronica (2000)

Code Veronica хоть и не дотягивает до уровня последовавшего вслед за ней ремейка первой части и Resident Evil 4, однако это нисколько не умаляет ее заслуг. Наконец-то нам довелось дождаться экспериментов с сеттингом: покинув Раккун-Сити, мы вместе с Клэр Редфилд смогли побывать на острове-тюрьме, а затем и на полярной станции – и всюду нас сопровождало чувство отчаяния, развеять которое не смогло даже долгожданное воссоединение с братом. Впрочем, по-настоящему Code Veronica была ценна не этим и даже не переходом в полное 3D. Ранее игры серии Resident Evil едва ли могли похвастать хорошими сюжетами: ради зрелищности сценаристы частенько приносили в жертву здравый смысл. Здесь же было иначе: одержимых манией величия ученых из прошлых частей сменил страдающий раздвоением личности Альфред, персонаж гораздо более интересный именно с сюжетной точки зрения. Компанию ему составил воскресший Вескер из первой части, заметно прокачавшийся по части цинизма. Конечно, кто-то может сказать, что с таким подходом «Вероника» еще сильнее увела серию в сторону би-муви. Однако же нарочитая и с изюминкой поданная глупость воспринимается гораздо более адекватно, чем попытки нагнать пафос при помощи оскорбительных в своей тупости диалогов. Правда, без ложки дегтя все же не обошлось – выхолощенная драма в отношениях между Стивом и Клэр получилась немногим лучше истории Леона и Ады в оригинальной Resident Evil 2.

Resident Evil (2002)

Компания Capcom всегда славилась любовью к собственному наследию – достаточно вспомнить, скольких переизданий и портов на многочисленные платформы удостоилась эпохальная Street Fighter II. Вот и первый Resident Evil уже в 2002 году обзавелся ремейком, причем благодаря стараниям Синдзи Миками получился он без всяких преувеличений блестящим. Возможностей GameCube оказалось вполне достаточно для того, чтобы прежний RE предстал перед игроками в новом и по-настоящему пугающем виде. Обилие мрачных декораций идеально сочеталось с великолепной реализацией игры света и тени. Поскольку ремейк по-прежнему использовал пререндеренные фоны, на месте остались и фиксированные ракурсы камеры, не всегда позволяющие разглядеть стоящего за углом монстра, что внесло свою лепту в создание атмосферы хоррора. Добавляла адреналину и необходимость обезглавливать или сжигать трупы, ведь в противном случае зомби могли возродиться и прикончить вас буквально парой ударов. Единственное, чего не хватало обновленному «Резиденту», так это переработанных диалогов. Несмотря на полную переозвучку, уровень актерской игры и смысловая нагрузка многих реплик все еще оставляли желать лучшего.

Resident Evil 4 (2005)

Многие, возможно, уже позабыли о том, что четвертой части пришлось вариться в котле производственного ада целых пять лет. Первая версия игры, за которую отвечал идеолог RE2 Хидэки Камия, благополучно эволюционировала в Devil May Cry. Другой вариант, посвященный злоключениям Леона в замаскированной под замок штаб-квартире «Амбреллы» зарубили в середине разработки. И лишь когда проектом занялся Синдзи Миками, все пошло как по маслу. История о похищенной президентской дочке, на поиски которой отправили теперь уже правительственного агента Леона, и по сей день может считаться лучшей в серии с точки зрения сюжета. Каким-то удивительным образом Миками сумел нащупать тонкую грань между напыщенностью и самоиронией. А таким количеством заставок, из которых можно смонтировать полуторачасовой фильм, игроков прежде не баловали ни в одном из «Резидентов». Но главная заслуга создателей кроется в радикально переработанном геймплее. Многие тогда в штыки восприняли переход к экшену, но в действительности RE4 не была чистокровным шутером. Как минимум, головоломки остались в строю, хоть и сильно сбавили в сложности. К тому же, если вы начинали палить направо и налево при первом прохождении даже на нормальном уровне сложности, то тем самым подписывали себе смертный приговор. Ведь враги стали маневреннее, а патроны по-прежнему были в дефиците. К тому же вид из-за плеча сильно сократил угол обзора, и если потерять бдительность, можно было тут же получить киркой по голове. Добавьте к этому отличный дизайн локаций и боссов, а также роскошную графику, и вы получите первоклассный хит, ставший образцом для подражания на долгие годы.

Resident Evil 5 (2009)

Финансовые отчеты наглядно свидетельствовали о том, что реализованная в Resident Evil 4 формула геймплея была верной. Логично, что Capcom решила продолжать в том же духе. Новая команда разработчиков, в числе которых были и ветераны серии RE, сделала еще больший уклон в сторону экшена – в пятой части можно найти лишь одну, причем очень примитивную головоломку. Краеугольным камнем здешнего геймплея стало появление напарника, способного помочь в трудную минуту и метким выстрелом или ударом спасти героя от схватившего его врага. В некоторых эпизодах персонажей ненадолго разлучали: пока один занимался важным делом (например, поиском ключа), другой прикрывал его от надвигающихся со всех сторон монстров. Конечно, идеальным вариантом было играть в кооперативе, но и управляемый AI бот вел себя вполне адекватно. Минусом же Resident Evil 5 стала отвратительная проработка персонажей. Увы, но несколько лет, проведенных в обнимку с железом и анаболиками, не добавили колорита Крису Редфилду – он так и остался рядовым болванчиком, пустым, словно кошелек перед получкой. Таких же слов заслуживала и новичок серии Шева Аломар. Хотя бы отчасти ситуацию спасали традиционно пафосный Вескер и Джилл Валентайн с промытыми мозгами, битва с которой действительно смотрелась оригинально на фоне прочих боссфайтов. Потрясающая динамика и резво сменяющие друг друга локации не давали заскучать вплоть до финальных титров. А уж в плане графики игра практически не знала конкурентов на момент релиза. Отдельным пунктом следует выделить и преобразившийся со времен RE4 режим Mercenaries, в котором можно было залипать часами.

Resident Evil 2 (2019)

Переосмысленная версия классики стала глотком свежего воздуха на фоне однотипных клонов Outlast. Авторам ремейка удалось сделать то, о чем мечтали фанаты, разочаровавшиеся в четверке из-за ухода в сторону от хоррорных канонов. Resident Evil 2 сумела найти идеальный баланс между классическими и современными геймплейными решениями. Зомби научились преследовать героя, причем их теперь не могла остановить даже запертая дверь. Они нападали тогда, когда этого меньше всего ждешь, что при наличии огромного количества неосвещенных помещений, изрядно действовало на нервы. А вспомните переработанного Мистера Икс – с таким не забалуешь. Правда, со временем от всей этой игры в кошки-мышки можно было устать, поскольку марш-броски по огромным локациям никуда не делись. Как и ситуации, искусственно растягивающие хронометраж, вроде необходимости искать домкрат ради того, чтобы сдвинуть стеллажи в библиотеке. Не стали авторы заморачиваться и с боссами, тактика битвы с которыми так и осталась на уровне оригинала – хороводы вокруг живучей туши со своевременным уклонением от атак и монотонной разрядкой имеющегося арсенала. Зато сценарная часть претерпела значительные изменения в лучшую сторону.

Худшие игры

Resident Evil Survivor (2000)

Во второй половине 90-х дилогия рельсовых шутеров The House of Dead наделала немало шуму в среде аркадных игр. Учитывая схожую с Resident Evil тематику, Capcom решила урвать и свой кусок от этого пирога, но, к сожалению, поперхнулась. Survivor предложила вид от первого лица и возможность использовать световой пистолет GunCon для более точной и быстрой стрельбы по противникам, но вот о том, что геймплей в таких играх требует автоматического передвижения героя и совершенно иной динамики, авторы отчего-то позабыли. Поэтому на практике получилась не альтернатива сериалу от Sega, а очередной Resident Evil, только с видом из глаз и лишенный головоломок. Обидно и то, что история страдающего амнезией детектива Арка Томпсона оказалась максимально безликой. Оправдать существование подобной посредственности можно лишь тем, что эта игра стала своего рода прощальным подарком для тех владельцев первой Playstation, кто еще не накопил денег на вторую «плойку». Жаль, что разработчики не сделали правильных выводов и наступили на те же грабли в сиквеле, в куцем виде пересказавшей события Code Veronica. Особенно забавлял тот факт, что возможность пройти «Веронику» с видом от первого лица вообще-то присутствовала и в оригинальной игре – точнее, в ее дополненной версии под названием Code Veronica X.

Resident Evil Zero (2002)

В Capcom начали задумываться о создании приквела еще до релиза Resident Evil. Вот только содержание Zero оказалось под стать ее заголовку. Никто не мешал авторам придумать интересную историю, рассказывающую о становлении корпорации «Амбрелла», но вместо этого они ввели в игру карикатурного злодея, использовав при этом по сути тот же сюжетный ход, что и в случае с Уильямом Биркиным из RE2. Именно невесть откуда взявшегося Джеймса Маркуса сделали ответственным за утечку вируса, хотя в первой части было сказано, что заражение началось из-за ошибки ученых. Zero во многом противоречила оригинальной игре. Помните беззащитную Ребекку Чемберс – медика из отряда «Браво», на поиски которого отправились герои в первом RE? Благодаря «нулевке» выяснилось, что за несколько часов до событий в особняке мадам на пару с беглым заключенным успела прокатиться на захваченном монстрами поезде, зачистить еще один особняк и завод, а следом взорвать научный комплекс. Заготовленные для Zero геймплейные новшества тоже не выдерживают критики. Одновременное управление двумя персонажами? Головоломок и ситуаций, требующих активного взаимодействия между героями, тут почти не было. Большую часть времени все «партнерство» сводилось к схеме «один герой оказался взаперти, а второй ищет ключ». Добавьте к списку претензий и тот факт, что отказ от бездонных и «телепортирующих» содержимое ящиков в пользу возможности оставлять предметы на полу не только не сократил беготню по локациям, но привел к строго обратному результату.

Resident Evil: Revelations (2012)

После того как заточенная под экшен Resident Evil 5 вызвала негативный отклик части ортодоксальной аудитории, Capcom решила выпустить для нее отдельную игру. Ею стала Revelations, изначально разработанная для консоли Nintendo 3DS. В трейлерах все выглядело чинно, благородно и олдскульно: разделение на две параллельные кампании, избыток узких коридоров и засилье жутких монстров. Однако на практике все оказалось далеко не так благостно. Уровни, заточенные под экшен, быстро утомляли своей линейной структурой и малым разнообразием врагов. А те сегменты, что должны были символизировать возвращение к истокам, оказались практически лишены пазлов. Максимум – две-три простеньких головоломки на всю игру. В итоге Revelations и на классическую игру серии не тянула, и без шансов проигрывала по динамике четвертой и пятой частям. Сиквел получился лучше, но и там хватало огрехов.

Resident Evil 6 (2012)

Если в случае с Revelations еще можно было сделать скидку на портативный формат, то шестая часть – это уже афера глобального масштаба. На бумаге задумка осталась прежней – угодить всем и каждому, представив несколько кампаний с принципиально разным геймплеем. Особенно подкупала история Леона, в которой без труда узнавались характерные нотки второй части. Охваченный зомби город, показанный в одном из роликов, сразу же затуманил разум доверчивых фанатов. Но потом были церквушка, катакомбы, подземка… погодите, мы опять шагаем старыми тропами? Как выяснилось в дальнейшем, засилье знакомых локаций – меньшая из зол. Куда хуже, что личную драму Леона и Криса сценаристы превратили в хохму. Ветераны серии, прошедшие через огонь и воду, здесь напоминали жалких истеричек. При этом каждая из кампаний очень быстро скатывалась до уровня очередного польского шутера, страдающего от невменяемого управления и припадочной камеры. Самой адекватной стала история Джейка Мюллера и Шерри Биркин – здесь и геймплей был поразнообразнее, и набор локаций. Пусть и с немаловажной оговоркой, что у Capcom получилась карикатура на кучу современных экшенов разом: знакомые по Call of Duty, Uncharted и еще ряду игр элементы сходу бросались в глаза.

Umbrella Corps (2016)

Казалось бы, после провала двух частей Outbreak и Operation Raccoon City в Capcom уже должны были понять, что попытки скрестить серию с мультиплеером ничем хорошим не заканчиваются. Хотя, возможно, пример кооператива из Resident Evil 5, а также некоторых многопользовательских режимов из других игр серии оставлял у боссов японской надежду на успех. И вот за полгода до релиза Resident Evil 7 вышел онлайн-шутер Umbrella Corps. Что же в итоге? Ничего хорошего. Эту поделку даже нормальной игрой назвать было нельзя, не говоря уже о сравнениях с корифеями жанра вроде Left 4 Dead. Сломано здесь оказалось все, начиная от неудобного управления и заканчивая кошмарным сетевым кодом. Даже с помощью самого мощного микроскопа обнаружить хоть одно достоинство у Umbrella Corps не получится при всем желании.

Resident Evil 5
1421 интересуется