Один французский режиссер сказал: «Чтобы меня посещало вдохновение, мне нужно видеть небо Прованса». А какое оно, небо Прованса? Его можно и сфотографировать, и снять на видео, и написать красками, но наверняка это будет не то. Получится просто небо. А нужно, чтобы родился образ, настроение, ассоциация… Техника монотипии – одно из немногих, а может, и единственное искусство, которое позволяет достигать этого в полной мере.
В причудливых сочетаниях цветовых пятен, разводах и штрихах, на первый взгляд, абстрактных, каждый видит что-то свое. Сначала перед монотипией застываешь в немом восторге, а потом задаешься вопросом: «А как это сделано?!» Кажется, что тут не обошлось без божественного вмешательства – столь непостижимой и загадочной выглядит техника исполнения. В ней действительно есть элемент чуда, спонтанности, непредсказуемости – никогда точно не знаешь, какое изображение получится. Когда изображение, написанное красками на стекле, переносится на бумагу или холст (в этом и заключается монотипия), всегда получается единственный и неповторимый отпечаток. С греческого мonos – «один» и typos – «отпечаток».
Мастерству монотипии может научиться даже ребенок. И уже умеет, сам того не подозревая: каждый юный художник когда-нибудь смешивал на листе альбома краски, складывал листок пополам – и неожиданно получал любопытный отпечаток. А взрослые художники разработали массу методов и приемов в работе с монотипией: какие краски нанести краски на стекло, как снять бумагу, чтобы получилась морская волна, силуэты деревьев, ветви, цветы, облака. Для художника-экспрессиониста Макса Эрнста отпечатки краски, полученные способом монотипии, служили «отправным пунктом» в создании живописных образов. Ведь «изначальное» пятно-оттиск всегда можно дорисовать и развить в развернутый и даже вполне конкретный сюжет – например, цветочный натюрморт.
– Монотипия дает возможность увидеть неожиданные цветосочетания и изображения форм, – говорит заведующий кафедрой «Рисунок и живопись» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) профессор Геннадий Панксенов. – Главный «посыл» монотипии – так называемое направленное восприятие: зритель воспринимает сигнал красочного отпечатка и расшифровывает на свой лад. Не обязательно буквально, как в реалистической живописи, а так, чтобы задело какую-то струночку в душе.
Один посмотрит и скажет: «Это про цветы». Второй, глядя на то же изображение, воскликнет, что это иллюстрация к чувству возмущения. Третий вспомнит про шоколадное мороженое с карамелью и промолчит. Сколько зрителей – столько прочтений! Это увлекательная ассоциативная игра, в которую может вовлечь далеко не каждое живописное полотно, выполненное «от руки».
Опытные «монотиписты» могут привносить в свои картины некоторую заданность сюжета. Они добиваются особой фактуры за счет свойств краски. Если добавить больше воды – акварель или гуашь «разольется», давая картине новую метаморфозу, романтическую размытость. Если «припорошить» абсорбентом, собирающим воду (например, солью), внутри картины возникают красивые свечения. Если взять плотную краску и начать «отжимать» рисунок, поворачивать, сдвигать – возникают совершенно неземные материи. И что особенно приятно – для того, что научиться монотипии, не обязательно быть «высоким дарованием» в области живописи: достаточно иметь чувство цвета и немного усидчивости.
– Теперь мои студенты, которые прошли практикум по монотипии (всего 17 лекционных часов), не озабочены поиском подарков, когда собираются в гости, - рассказывает профессор Панксенов. – Посидят час-полтора с красками, бумагой и стеклом – и картина готова. Вставляют в рамку и изумляют публику!
Подробнее: акварельная живопись, как подобрать раму для картины и разместить картину в интерьере