Флорентийский Монстр (Monster of Florence) - убийца, за которым стояла серия зверских преступлений, совершенных во Флоренции в период между 1968 и 1985 гг.
Так, жертвами Флорентийского Монстра стали 8 влюбленных пар, а, значит, 16 человек; все они были убиты во время занятий любовью в романтических условиях свиданий - в автомобилях, припаркованных среди живописных холмов, которые окружают Флоренцию.
Таинственная история Флорентийского монстра началась в августе 1968 года с убийства Барбары Лоччи, 32-летней женщины из городка Ластра-а-Синья, и ее любовника Антонио Ло Бьянко. Несмотря на свой замужний статус и ребенка, в округе Барбару считали падшей женщиной и прозвали «Трутневой маткой».
Вечером 21 августа 1968 года Барбара, ее малолетний сын и Антонио возвращались из кинотеатра, когда мужчина предложил своей пассии заглянуть на близлежащее кладбище, дабы по-быстрому заняться любовью. Учитывая, что ребенок быстро заснул на заднем сиденье, отказа со стороны женщины не последовало. Однако насладиться любовными утехами они не смогли. Не успел Антонио раздеть свою подружку, как в сумерках к ним приблизилась темная фигура, убившая обоих наповал выстрелами из пистолета. Затем убийца вытащил с заднего сиденья мальчика и растворился в темноте.
Позже, уже глубокой ночью, один из местных фермеров проснулся от робкого стука в дверь. На пороге мужчина увидел зареванного мальчугана, что-то бормотавшего о том, что его мать и дядю кто-то убил. По всей видимости, не желая причинять вред ребенку, убийца завез его на ближайшую ферму. Хозяин тут же вызвал полицию.
На месте преступления в районе кладбища следователи насчитали восемь пулевых гильз 22-го калибра, разбросанных неподалеку от припаркованного автомобиля. Судя по номерам, белая «Альфа-Ромео-Джульетта» была зарегистрирована в провинции Ареццо. Проверка подтвердила, что машина принадлежала Антонио Ло Бьянко. Однако следствие изначально зашло в тупик. Кому и зачем понадобилось совершать столь дерзкое и гнусное преступление?
К дому Стефано Меле, мужа Барбары, полицейские подъехали уже ближе к семи часам утра. Не успели стражи правопорядка подойти к двери, как на пороге появился сам хозяин с чемоданом в руке. Судя по поведению, он явно куда-то спешил. Подозрения полицейских лишь усилились, когда реакция мужа на скорбные новости показалась им слишком сдержанной. Без особого желания, но Меле согласился побеседовать с полицией, после чего они направились в участок.
В участке мужчина поведал следователям, что со вчерашнего полудня почувствовал себя нехорошо и решил остаться дома. За это время к нему успели наведаться двое, Кармело Катрона и Антонио Ло Бьянко, оба - любовники его жены. Во время разговора Меле также упомянул Франческо Винчи, еще одного мужчину, с которым у его супруги была сексуальная связь. Барбара не разменивалась по мелочам, предпочитая крутить романы со всеми тремя братьям Винчи сразу, включая Франческо, Джованни и Сальваторе. Полиция решила проверить заявления Меле. Его же самого отпустили, попросив оставаться на связи.
На следующий день, 23 августа 1968 года, после того, как муж явно высказал свои подозрения в адрес любовников своей жены, Меле удивил всех, неожиданно заявив, что двойное убийство – их совместное предприятие с Сальваторе Винчи. В своем признании он объяснил, что вечером 21 августа около половины двенадцатого, не дождавшись жены и сына, он отправился на их поиски. На городской площади он повстречал Сальваторе, с которым поделился своими догадками: по-видимому, жена отправилась с ребенком в кино, сопровождаемая Антонио Ло Бьянко. Винчи отругал Стефано за столь халатное отношение к своему браку и призвал его остановить распутство жены. У Винчи при себе был малокалиберный пистолет.
Когда приятели подъехали к кинотеатру Джардино Микелаччи, то обнаружили там припаркованную «Альфа-Ромео» Ло Бьянко. Спустя некоторое время показался сам хозяин, а также Барбара, несшая на руках сына. На своей машине Стефано и Сальваторе преследовали любовников до самого кладбища. Стефано заявил, что, когда Антонио и Барбара начали прелюбодействовать, Винчи вручил ему пистолет.
Стефано незамедлительно направился к авто и открыл огонь, опустошив всю обойму. Сразу после окончания пальбы ребенок проснулся. Затем Стефано, по его словам, вернулся к машине Сальваторе, на которой они доехали до моста Синья, где и выкинули орудие преступления. Спустя час мужчина был уже дома.
В завершение своего признания Стефано еще раз подтвердил, что убил жену и ее любовника, так как устал от постоянного унижения. Несмотря на то что рассказ Стефано слабо согласовывался с предварительными результатами расследования, особенно в той части, что касалась его сына и путешествия на ферму, его тут же арестовали и поместили под стражу в ожидании официального обвинения.
Следующие сутки полицейские посвятили бесплодным попыткам обнаружить пистолет. Когда обвинитель еще раз спросил Стефано о судьбе оружия, тот внезапно изменил собственные показания. Оказывается, он не выбросил его в реку, а вернул своему подельнику Сальваторе. Спустя еще несколько часов Меле вообще отказался от своих первоначальных слов и начал обвинять в убийстве Франческо Винчи. Да, пистолет на самом деле принадлежал Франческо, который и убил его жену. Три дня обманутый муж менял свои показания на противоположные.
Двумя годами позже в ходе скоропалительного судебного процесса Меле всё-таки признали виновным и отправили на 14 лет в тюрьму, несмотря на установленную частичную невменяемость.
В 1974 году, когда имя Стефано Меле уже успело выветриться из памяти, полиция снова столкнулась с дерзким двойным убийством. 14 сентября 1974 года детективы прибыли в Борго-Сан-Лоренцо, что на севере от Флоренции, где случайный прохожий обнаружил тела 18-летней Стефании Петтини и 19-летнего Паскуале Джентилкоре.
Прибыв на место преступления, полицейские нашли полуголое тело юноши на водительском сиденье «Фиата-127». Позднее выяснилось, что машина принадлежала его отцу. Парня буквально изрешетили пулями. Следов какой-либо борьбы обнаружено не было, повсюду лишь валялись медные гильзы.
Позади авто, на земле, лежала полностью обнаженная девушка. Убийца расположил ее тело в поистине дьявольской позе – руки и ноги широко раскинуты, а из причинного места торчала ветвь виноградной лозы. Смерть, судя по всему, наступила от множественных ножевых ранений.Чуть поодаль нашли и ее сумочку, содержимое которой было выпотрошено в радиусе нескольких метров.
Экспертиза показала, что обоих подростков застрелили из малокалиберного пистолета. Согласно баллистическому отчету, это была 22-мм автоматическая «Беретта», стрелявшая пулями типа «винчестер», производимыми в Австралии в пятидесятых. Юноша, очевидно, умер от пяти огнестрельных ранений, тогда как в девушку выстрелили лишь трижды, зато нанесли 96(!) ударов ножом. Сей нож предположительно был длиной 10-12 сантиметров, шириной 1,5 сантиметра с односторонним лезвием.
Предварительное следствие сузило круг подозреваемых до троих человек. Среди них был Бруно Мокали, самопровозглашенный лекарь. Джузеппе Франчини, умственно отсталый, добровольно явившийся в полицию и признавший свою вину. Гвидо Джованнини, вуайерист, против которого неоднократно поступали жалобы на то, что он следил за молодыми парочками как раз в местах, где развернулась трагедия. Однако улик против всех троих никаких не было, и в итоге эти люди были вычеркнуты из списка подозреваемых.
Следствие постановило: убийца явно был маньяком с сексуальными отклонениями. Но из-за отсутствия улик и свидетелей дело повисло и перешло в разряд «глухарей».
Наступил июнь 1981 года. С убийства в Борго-Сан-Лоренцо прошло семь лет, и, подобно истории со Стефано Меле, о нем успели позабыть. Однако 6 июня 1981 года, когда сержант полиции, прогуливаясь с сыном по сельской местности, наткнулся на тела 21-летней Кармелы Де Нуччио и ее 13-летнего любовника Джованни Фогги, памятные события вновь напомнили о себе.
Сначала в глаза сержанту бросился одиноко стоящий у обочины медно-красный автомобиль марки «Фиат-Ритмо». Двери авто были закрыты, но со стороны водителя на земле лежала женская сумочка, содержимое которой было разбросано тут же. Любопытство одержало верх над осмотрительностью, и мужчина решил взглянуть на машину поближе. С близкого расстояния выяснилось, что стекло с водительской стороны разбито, а за рулем находился молодой человек с перерезанным горлом. Сержанту ничего не оставалось, как немедленно позвонить в полицию.
Когда на место прибыла группа детективов, вскоре была найдена и вторая жертва – молодая девушка, лежавшая на дне крутого обрыва, буквально в десяти метрах от «Фиата». Ее ноги были раскинуты, одежда порвана, а нижняя часть – изуродована острым предметом. Само собой, ни следов, ни свидетелей преступления в тот день полиции найти не удалось.
Вскрытие показало, что смерть молодых людей наступила непосредственно в самой машине от нескольких огнестрельных ранений. Затем юношу еще три раза ударили ножом, два раза в шею и один раз в грудь. Что касается девушки, то убийца действовал настолько профессионально, что криминалисты сделали вывод об его исключительных способностях в обращении с холодным оружием.
Баллистическая экспертиза вновь свидетельствовала, что стреляли из малокалиберного автоматического пистолета пулями типа «винчестер» 22-го калибра. Этот факт насторожил ветеранов отдела убийств, которые решили поднять папки с делом 1974 года и сравнить данные баллистических отчетов. Результаты были столь схожими, что сомнений не осталось – полиция столкнулась с фактом серийных убийств.
Внимание детективов сконцентрировалось на Энцо Спаллетти, чей красный «форд» был замечен рядом с местом преступления. На допросе Спаллетти сумел, пускай и достаточно сбивчиво, обрисовать своё алиби, но полицейских смущало вовсе не это. Дело в том, что Энцо успел рассказать об увиденном в лесу своей жене. По его же словам, разговор произошел в половине десятого утра, в день убийства, причем мужчина сослался на информацию из газет, тогда как первые известия о жестоком убийстве появились в СМИ только спустя сутки. Арест Спаллетти последовал незамедлительно.
23 октября 1981 года, спустя несколько месяцев после убийства Нуччио и Фогги, убийца вновь нанес удар. Молодая пара, 24-летняя Сюзанна Камби и ее 26-летний парень Стефано Балди, решили провести вечер в живописном местечке около Каленцано, что на севере от Флоренции. Находившегося в засаде убийцу они, естественно, не приметили. Поздним вечером на их изуродованные мертвые тела наткнулась другая парочка любителей красочных пейзажей.
Прибывшая полиция обнаружила человека, лежавшего у «Фольксвагена». Раны на теле полураздетого мужчины свидетельствовали об ударах ножа и стрельбе. Женщина находилась по другую сторону автомобиля. Первое, что бросилось в глаза криминалистам, – весьма схожие с Кармелой Де Нуччио повреждения. Эксперты выяснили, что стреляли через лобовое стекло, однако оба были еще живы, когда убийца принялся орудовать ножом. В этот раз маньяк не стал удосуживаться переноской тел, да и свои хирургические операции явно выполнял в спешке, неаккуратно, в отличие от предыдущего преступления. Баллистики снова утвердили в качестве оружия 22-миллиметровую «Беретту».
Как только ужасные новости просочились в прессу, два не связанных друг с другом свидетеля сообщили, что видели красную «Альфа-Ромео GT» с мужчиной-водителем, на скорости покидавшую место преступления. Полиция, в свою очередь, поделилась с газетчиками своими размышлениями насчет появления в здешних местах серийного маньяка в надежде, что шумиха вокруг этого дела либо заставит убийцу уйти в подполье, либо выявит новых очевидцев. Увы, никаких дополнительных свидетельств сделано не было, а жители поспешили укрыться за семью замками, опасаясь очередного выхода Флорентийского монстра.
Обвинения против Энцо Спаллетти были сняты, ибо на этот раз его алиби ни у кого сомнений не вызвало – он в момент убийства сидел за решеткой.
Убийца объявился вновь 19 июня 1982 года в окрестностях Монтеспертоли, к юго-западу от Флоренции. Паоло Майнарди предавался любовным утехам со своей подружкой Антонеллой Мильорини, остановив авто на проселочной дороге виа Нуова-Виргилио, когда из близлежащих кустов вышел некто и открыл по ним стрельбу. Выстрелы были точными, однако в отличие от девушки, которая погибла на месте, Паоло, несмотря на серьезное ранение, успел завести машину, включил ближний свет и начал движение задним ходом.
Увы, находясь в замешательстве и в состоянии болевого шока, юноша не сумел справиться с управлением и застрял в канаве. Убийца немного выждал, а затем выпустил остаток обоймы, разбив слепящие фары и добив свою жертву. Ключи он вынул из замка зажигания и выбросил в кусты. Учитывая, что дорога была совсем рядом и по ней периодически проезжали машины, убийца решил на этот раз обойтись без надругательств над телами и покинул место преступления, так и не сообразив, что Паоло по-прежнему жив.
К несчастью, Паоло был слишком слаб, чтобы самостоятельно выбраться из машины, поэтому, когда юношу нашли следующим утром, он уже не подавал признаков жизни. Помощница прокурора Сильвия Делла Моника, собрав тем же утром репортеров на пресс-конференцию, попросила их распустить ложный слух о том, что перед смертью Паоло успел обрисовать полиции внешность преступника. Информация вышла на первых полосах утренних газет. Сильвия надеялась, что убийца начнет паниковать и совершит хоть малейшую оплошность.
Убийца действительно начал нервничать. После публикации одному из работников «Красного Креста», сопровождавшему тело Майнарди в больницу, поступило два телефонных звонка. Один был сделан якобы от представителя прокуратуры, другой же, тем же голосом, сообщил, что он и есть таинственный убийца. Оба раза незнакомец пытался выяснить, что именно Паоло успел рассказать полиции перед смертью.
Несколько дней спустя, сержант Франческо Фьоре, работавший по делу Барбары Лоччи и Антонио Ло Бьянко в 1968 году, припомнил обстоятельства того преступления и попытался связать их с нынешним убийством. Он настоял на сравнении результатов баллистических экспертиз, из чего стало ясно: пули 1968 года и пули 1982 года происходили из одной партии и были выпущены из одного и того же пистолета – «Беретты» 22-го калибра.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, следователи осознали, что Стефано Меле, осужденный за двойное убийство жены и любовника, однозначно не мог принять участие в последующих преступлениях, ибо уже 14 лет сидел за решеткой. С другой стороны, тогда он мог действовать не в одиночку, а значит, его сообщник всё еще на свободе. Сам Меле по-прежнему настаивал на своей невиновности и отказывался сотрудничать с полицией.
Прошел год, прежде чем Флорентийский монстр решился вновь приняться за старое. 9 сентября 1983 года убийца, к удивлению полиции, повел себя непредсказуемо, убив двух западногерманских подростков, что, скорее всего, произошло по ошибке. Юношей нашли застреленными внутри «Фольксвагена», припаркованного на опушке леса буквально в 19 милях к югу от Флоренции. Кто-то даже успел пустить слух, что парни были гомосексуалистами, но данное утверждение не подтвердилось.
Так как никаких последующих действий убийца с телами не совершал, изначально это преступление не было связано с делом Флорентийского монстра. О нем вспомнили лишь после очередной баллистической экспертизы, снова обнаружившей след «Беретты». Этот факт сбил криминалистов с толку. По какой причине убийца сменил почерк? Может, он ошибся? Один из убитых носил длинные светлые волосы, что могло стать причиной фатальной ошибки. Убийца же, осознав свой промах, не стал совершать привычные злодеяния с телом мужчины.
Следствие понемногу стало сопоставлять факты и вскоре, помимо патронов и оружия, во всех делах обнаружились и другие схожести. Жертвы, как правило, в ночь перед преступлением посещали дискотеку, а сам Монстр предпочитал совершать убийства по субботам, выбирая, по возможности, пасмурную погоду, когда луна была скрыта облаками. В последнем совпадении было нечто зловещее, хотя, скорее всего, убийца просто пытался снизить шансы быть распознанным. Что касается привычки Монстра рыться в женских останках, то это можно было объяснить его желанием оставить себе на память мрачный сувенир.
После публикаций в прессе на криминалистов вышел известный в Италии исторический публицист и религиовед Массимо Интровинье, который рассказал следователям, что Флоренция, частично вдохновлявшая Данте на изображение Ада, имеет старые и укоренившиеся традиции, связанные с колдовством. Он также отметил, что члены оккультных сект не обязательно являются сатанистами и что природа их ритуалов может быть связана с использованием различных фетишей. Это окончательно убедило следствие в том, что убийца занимался собирательством трофеев.
Почти сразу же после убийства немцев тот самый работник «Красного Креста», что проходил свидетелем по делу Паоло Майнарди, будучи на отдыхе в Римини, получил тревожный телефонный звонок. Звонивший вновь интересовался последними словами юноши, касавшимися личности убийцы. Полиция была в недоумении. Откуда этому человеку было известно местонахождение свидетеля и тем более номер его телефона?
И снова прошел почти год, прежде чем убийца вышел на охоту 29 июля 1984 года. Трагедия произошла в Виккьо ди Муджелло, к северу от Флоренции. Новое двойное убийство было как две капли воды схожим с предыдущими. Мужчину нашли на заднем сиденье авто, а женщину поодаль в кустах, полностью раздетую и изуродованную ниже пояса. В этот раз Монстр решил прихватить с собой левую грудь, а также посчитал нужным нанести жертве более ста ударов ножом.
Ни вскрытие, ни баллистическая экспертиза ничего нового не принесли – убийца вновь воспользовался привычным оружием в свойственной манере.
Полиция вновь объявила в прессе, что необходимые для раскрытия дела улики и свидетели отсутствуют, а тогдашний окружной прокурор Франсиско Флеури отметил, что убийцей может быть кто угодно, даже ваш сосед, чью репутацию и адекватность вы никогда не ставили под сомнение.
Мотивы убийцы были неясны, но его цели – очевидны. Садист имел предпочтение расправляться с одинокими парочками в сельской местности. Бывалые детективы вообще считали его призраком. Почти за два десятилетия у них по-прежнему не было ни улик, ни очевидцев и никакой надежды на поимку Флорентийского монстра.
Последнее преступление, приписываемое Флорентийскому монстру, случилось 8 сентября 1985 года. Тогда убийца расправился с французскими туристами, 25-летним Жаном-Мишелем и 36-летней Надин, остановившимися на ночлег в окрестностях Сан-Кашиано. Обе жертвы получили по четыре пули, причем, согласно отчету патологоанатомов, с очень близкого расстояния.
По всей видимости, любовники как раз занимались сексом, когда на них напал убийца. Так как женщина была в тот момент сверху, она фактически стала живым щитом, благодаря чему Жан-Мишель, легко раненный в руку, попытался убежать. Ему удалось выбраться из палатки, однако через пару десятков метров убийца всё-таки настиг его и завершил начатое при помощи ножа. Разобравшись с мужчиной, Монстр вернулся в палатку и совершил привычный обряд с телом женщины, на который у него ушло примерно 10 минут.
Вскоре после обнаружения тел у полиции могла появиться первая настоящая улика. На обочине около одного из близлежащих госпиталей случайно нашли медную гильзу. Вкупе с предположением об использовании медицинских перчаток и скальпеля это давало следствию реальный шанс. Однако поиск свидетелей и улик в самом учреждении не дал ощутимых результатов, и надежда быстро угасла.
Спустя сутки после убийства в офис окружного прокурора пришло письмо, адресованное Сильвии Делла Монике. Адрес на конверте был составлен из букв, вырезанных из газеты или журнала, и содержал одну орфографическую ошибку. Внутри конверта был сложенный кусок бумаги, склеенный по краям, внутри которого находился небольшой пластиковый контейнер с человеческой плотью, которую позднее опознали как часть левой груди Надин.
За последующие восемь лет полиция опросила в общей сложности более ста тысяч человек, надеясь найти хоть какую-нибудь зацепку. В начале 90-х их внимание сконцентрировалось на 68-летнем Пьетро Паччиани, полуграмотном фермере, промышлявшем охотой и набивкой чучел. Основанием для подозрений послужил факт ареста Паччиани в 1951 году, когда его обвинили в убийстве коммивояжера, переспавшего с его невестой. Нанеся любовнику 19 ударов ножом, Паччиани затем забил его до смерти сапогами и изнасиловал труп. Следствие было скорым, убийцу приговорили к 13 годам заключения. Выйдя из тюрьмы, Паччиани остепенился, женился и занялся хозяйством. Тем не менее в 1987 году его снова ненадолго упекли за решетку за насилие над женой и двумя несовершеннолетними дочерьми.
Неизвестные источники сообщили полиции, что Паччиани также занимался оккультными науками и состоял в секте, в которую входили еще трое: Марио Ванни, Джованни Фагги и Джанкарло Лотти. Паччиани и Ванни также участвовали в черных мессах в доме предполагаемого колдуна в Сан-Кашиано, в ходе которых, для оккультных обрядов, использовались части женского тела. Медсестры в клинике, где Паччиани некоторое время проработал садовником, заявили, что Пьетро как-то рассказывал о своих сатанинских наклонностях.
И хотя глава сыскного отдела Флоренции Микеле Джиттари полагал, что Паччиани слишком глуп, чтобы спланировать столь изощренные убийства, 17 января 1993 года того всё равно арестовали.
Процесс над Паччиани начался в ноябре 1994 года. Обвинительная сторона была абсолютно убеждена в его виновности и настаивала на телевизионной трансляции из зала суда. Общественность с удовольствием стала смаковать судебный процесс над предполагаемым маньяком аки телевизионный сериал. Одна флорентийская газетенка даже открыла «горячую линию Монстра», опрашивая своих читателей и выслушивая их мнение.
Зал суда ломился от посетителей, но это никоим образом не прибавляло процессу самого главного – улик. Сам же подозреваемый с первого дня ареста неустанно твердил о своей невиновности, продолжая гнуть эту линию и в ходе процесса. Несмотря на то что большинство улик были косвенными, Паччиани признали виновным в семи двойных убийствах и заперли в тюрьму пожизненно. После объявления вердикта Паччиани силком вынесли из зала суда, в то время как он кричал, что «невинен, как Христос на кресте».
13 февраля 1996 года суд рассмотрел апелляцию 71-летнего Паччиани и вынес оправдательный приговор на основании заявления общественного обвинителя, который признался в недостаточности улик для дальнейшего содержания обвиняемого в заключении. Несмотря на это, подобный акт милосердия в адрес Флорентийского монстра, коим Паччиани считало абсолютное число итальянцев, вызвал бурную и негативную реакцию в обществе. Самое интересное, что известие об освобождении Паччиани прошло спустя несколько часов после ареста его приятелей Марио Ванни и Джанкарло Лотти, обвиняемых в убийствах.
Основываясь на новых данных, полиция усмотрела в преступлениях Флорентийского монстра действие не одного человека, а целой криминальной группировки. Они пришли к выводу, что Паччиани вполне мог быть руководителем этой банды, а ее участниками – Ванни (70 лет), Лотти (54 года) и Фагги (77 лет). Казалось, что обвинители просто хватаются за соломинку.
Верховный суд Италии быстро вынес решение оставить Паччиани за решеткой и в свете новых улик назначил пересмотр дела в суде на 12 декабря 1996 года. Ходили слухи, что Лотти таки сознался, что именно он, совместно с Паччиани, совершил зверские убийства.
21 мая 1997 года Лотти и Ванни предстали перед судом по обвинению в участии пяти из известных двойных убийств. Лотти получил пожизненное, а его приятель Ванни – 26 лет.
Что касается Паччиани, то до повторного процесса по своему делу он не дожил. 23 февраля 1998 года его нашли мертвым на полу, лежащим лицом вниз со спущенными штанами. И хотя изначально посчитали, что смерть наступила в результате сердечного приступа, вскрытие показало, что Паччиани наглотался сильнодействующих препаратов. Также бытует мнение, что Паччиани помогли уйти, дабы он на закате жизни не расчувствовался и не выдал общественности имя настоящего убийцы (или убийц).
Таким образом, казалось, что с кончиной Паччиани и заключением в тюрьму его подельников история Флорентийского монстра подошла к закономерному финалу.
Одним из тех, кто посещал Флоренцию в 1992 году во время телевизионных слушаний по делу Паччиани, был писатель Томас Харрис, чей бестселлер вдохновил Голливуд на создание оскароносного триллера «Молчание ягнят». Вдохновленный судебным процессом, Харрис решил перенести действие своего третьего романа, «Ганнибал», во Флоренцию.
В сиквеле роль психиатра-каннибала Ганнибала Лектера снова досталась Энтони Хопкинсу, тогда как образ агента ФБР Клариссы Старлинг воплотила на экране Джулианна Мур. В 2000 году режиссер Ридли Скотт, получивший от студий MGM и Universal Pictures финансирование в размере 80 миллионов долларов, решил снять несколько эпизодов будущей картины непосредственно во Флоренции, на что им были получены соответствующие разрешительные бумаги от администрации города.
Вокруг знаменитой сцены мрачного убийства в Палаццо Веккьо бушевали нешуточные страсти. Сразу две политические партии резко осуждали сей кинематографической ход, учитывая, что весь эпизод был частичным повторением реальных событий, произошедших здесь в 1478 году.
Политические деятели считали, что репутация города и так сильно пострадала в связи с нашумевшими убийствами Флорентийского монстра, и были разочарованы, что Флоренция стала местом съемок столь мрачного и пугающего триллера о преступлениях знаменитого киноманьяка. В открытом письме мэру города, Леонардо Доменичи, представители двух партий умоляли его отозвать разрешение на трехдневные съемки. «Это не добавит Флоренции престижа на мировой арене, - писали они. – Нельзя позволить, чтобы одно из священных мест городской архитектуры стало съемочной площадкой для ужасных событий вульгарного фильма». В полиции опасались, что подобная шумиха может спровоцировать убийцу на поиски новых жертв или, что еще хуже, вызвать к жизни подражателей.
Однако, несмотря на все возражения, съемки лишь отложили на время, и вскоре на экранах кинотеатров снова появился Ганнибал, цитирующий Данте в библиотеке Каппони.
В августе 2001 года по делу Флорентийского монстра снова возобновили расследование. Источник, близкий к стороне обвинения, обмолвился, что новой версией стало существование группы от 10 до 12 обеспеченных и влиятельных итальянцев, в течение трех десятилетий организовавших ритуальные убийства.
Не успела эта версия прижиться, как в адрес следователей начали поступать анонимные письма с указанием конкретных имен и фамилий, включая неизвестного общественности врача и швейцарского художника. Последний покинул страну еще в 1997 году, однако у полиции остались его картины с изображением изуродованных женщин и сделанные им подборки газетных новостей.
В сентябре флорентийская полиция совершила рейд на дома и офисы психолога Аурелио Маттеи и известного в узких кругах криминалиста-психолога Франческо Бруно. У них были изъяты книги, компакт-диски и записки об убийствах, обоих тщательно допрашивали в течение девяти часов. И хотя ни тому ни другому официального обвинения предъявлено не было, детективы полагают, что они скрывали от следствия существенные вещественные доказательства и улики.
Уже в 2008 году на свет вышла книга Дугласа Престона и Марио Специ «Флорентийский монстр», в которой авторы делают вывод, что самой вероятной кандидатурой на роль убийцы является Антонио Винчи (сын и племянник двух братьев из Сардинии, каждый из которых подозревался в совершении первого преступления в 1968 году). Позднее Винчи дал интервью, в котором полностью опроверг эти догадки.
Несмотря на то что некоторые подозреваемые до сих пор находятся в тюрьме, а кто-то уже успел и умереть в застенках, официально личность Флорентийского монстра не установлена. Данные преступления до сих пор нераскрыты и остаются одной из самых мрачных загадок в недавней истории Италии.