В конце девяностых и начале нулевых, когда торговых центров по стране было очень мало, а в провинциальных городах и не было вовсе, народ отоваривался на крупных рынках, именуемыми базарами. Там можно было купить все, что угодно: продовольствие, одежду, бытовую технику, рыбацкие принадлежности, видеоигры, животных, мебель и т.д.
Это по-настоящему уникальное место, словно страна чудес. Люди толпами снуют между палаток в надежде купить себе что-нибудь с хорошей скидкой. Одежду и обувь примеряли, стоя на картонке и неважно какая погода была в этот момент – дождь или солнце, а может и снег. Поход на базар мог затянуться на несколько часов, в зависимости от поставленной задачи и количества покупателей. Естественно, вставал вопрос о том, чтобы подкрепиться. Что можно было отведать в таких, можно сказать полевых условиях?
Продавцы, как правило, приносили еду с собой: немного остывший обед, но с горячим чаем из термоса, заходил на ура после нескольких часов работы под солнцем. К тому же, были предприимчивые граждане, которые заранее готовили еду дома, складывали их в термопосуду и шли на рынок, предлагать продавцам свою продукцию. Вот такой вот незатейливый способ доставки без всякой рекламы.
Для покупателей были организованы палатки или киоски, где, в основном, предлагалась выпечка. Особой популярностью пользовались чебуреки с мясом, которые звонко жарились в масле.
Запах распространялся по всей территории базара, поэтому не заметить точку продажи такого фаст-фуда было просто нереально. А громкий голос женщины - «Чебуреки! Горячие пирожки!», слышали все и знали, что с голоду здесь умереть не получится. Шутки про пирожки с котятами пришли, как раз с тех времен.
Также были организованы небольшие кафе, где заведовали ребята кавказские ребята. В целом, большинство рынков находилось под их чутким контролем, а что касается приготовления пищи, то им практически нет равных при готовке таких блюд, как плов, шашлык и люля-кебаб. Получалось довольно вкусно, если не задумываться о происхождении мяса.
Как изменилась ситуация сегодня? Во-первых, рынков, как таковых, практически не осталось. Торговые центры заполоняют города, вытесняя заводы. И что удивительно, несмотря на постоянный плач народа о том, что нет денег, жить не на что, в ТЦ всегда есть люди, а в продуктовых магазинах и вовсе некуда корзинку поставить. Во-вторых, в таких местах стали появляться брендированные точки питания: «Бургег-Кинг», «KFS», «MacDonald’s» и т.д. Есть сети поменьше, но все они представляют собой небольшой магазинчик или киоск, где быстро готовят простую еду. Правда, повысилась цена, но многих она не отпугивает.
Отдельно стоит упомянуть шаурму. За последние несколько лет количество ларьков, торгующих «пищей Богов», резко выросло по всей стране. В провинциальных городах они растут, как грибы после дождя. На рынках, да и просто в местах, где наблюдается скопление людей, найти шаурму не составит труда. Тяжелее обнаружить биотуалет.