Найти тему

Факультетские картины

В 1900 году для Густава Климта начался долгий и важный период. Пребывания на озере Аттерзе. Практически до конца жизни. Целых 16 лет без перерыва. Начало первой мировой войны он пережил здесь. В этом году написаны, пожалуй, самые красивый пейзаж Климта – «Большой тополь».

Также он завершил «Философию» первую из трех «Факультетских картин». Вся пресса обрушилась на него, обвиняя в том, что он переусердствовал с модерном. 11 профессоров тут же составили петицию министру культуры, которую подписали 87 человек. Они протестовали против размещения полотен в актовом зале университета. Указывали на недостатки – «неясные движения, искусственные формы, многочисленные уродства».

Они не осознавали, что переживают смену времен и переход из механического века в электрический, что на улицах уже затарахтели автомобили и горит световая реклама. Почетная профессура обвинила художника в создании и распространении «порнографии», поскольку тогда было запрещено немотивированное изображение наготы, дозоленное только в мифологических или библейских сценах, и даже там прикрытое фиговым листком. Но никак не волосы на лобке. Климта даже подозревали в сумашествии. Потом «Философию» показали в Париже. На всемирной выставке, проходившей под девизом «итоги столетия» и привлекшей миллионы посетителей. Там картина Климта получила Гран-при и золотую медаль. Французская пресса писала о картине непрерывно и благосклонно, так что это триумф. В следующем году снова поднялась волна негодования, когда Климт написал вторую «Факультетскую картину» - «Медицина». Его творчество обсуждали даже в палате дипутатов. Но ему было уже все равно. Над своей картиной «обнаженная истина он повесил изречение Шиллера: «Если ты не можешь своими делами и своим искусством понравиться всем, нравься немногим. Нравиться многим – зло». Он просто не признавал того, что тела надо прятать, одевать, переодевать. Его нельзя было сбить с толку.

-2

В 1901 году он написал полотно «золотые рыбки», на котором три дамы – блондинка, брюнетка и рыжая. Огненно-рыжая – сидит на переднем плане, выставив на обозрение свой роскошный таз. Первоначально картина называлась «моим критикам». И демонстрировалась на 30-ой выставке Сецессиона вместе с портретом Марии Хеннебер. Уже второй раз это стоило художнику профессорского звания, так и не состоявшегося. Его давнего компаньона Франца Матча наоборот не трогали. Он так и не сделал шага к тому, чтобы быть свободным художником и беспрерывно выдавал публике то, чему его научили два десятка лет назад. Его факультетская картина «Теология» получила одобрение ведущих преподавателей и сегодня находиться в Венском университете. Лишь в 1907 году дело «факультетских картин» завершилось. Через 15 лет после получения заказа Климт с отвращением сдался. Он отказалсся от заказа Минестерства, отдал полученный гонорар и продал картины своим друзьям и меценатам – «Философию» – Антону Ледереру, «Медицину» и «Юриспруденцию» – Коломану Мозеру.

-3

По дневниковым записям мы узнаем, что на полотне «Медицина» Климт изобразил Гигнею, дочь Асклепия и богиню здоровья, у ее ног новорожденный, закутанный в черную вуаль – символ постояннной угрозы жизни. На заднем плане скопище людей, мужчин и женщин, детей, стариков – и даже беременной. Невозможно поверить, что особое возмущение у профессоров медицины вызвало именно изображение голой беременной.

-4

В «Философии» Климт разделил науку и человека и поставил последнего на передний план. Потому что наука служит человеку, а не наоборот. Самозванные хранители морали посчитали и это скверным.

-5

В Юриспруденции обнаженный мужчина, якобы виновный, стоит склонив голову, словно в покаянии, руки за спиной, а щупальца гигантского Спрута с мощными присосками будто заковали его руки в кандалы. Спрут это закон, придуманный человеком. Три женские фигуры рядом это Эринии, мстящие за любой проступок. Спутницы странного спрута. Его можно считать нечистой совестью или наоборот государством, копошащимся как спрут в частной жизни индивида и перекрывающим ему кислород. Все три картины – самое прекрасное и выразительное из всего созданного им – сгорели во время второй мировой. Четыре метра 30 сантиметров на три метра каждая...