Оказывается, точку зрения бывшего министра культуры РФ о том, что «комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать», разделяют и некоторые книжные блогеры. На днях я увидел на YouTube ролик, в котором автор, хуля чиновника по всем пунктам, согласился с тем, что в отношении комиксов он абсолютно прав. Якобы нельзя найти и пяти графических романов, достойных внимания взрослого любителя литературы.
Так ли это? Думаю, что нет. Но давайте сначала определимся — какое место занимают комиксы в мире искусства. Литература ли это? Формально — да. Сборная Австралии по футболу выступает в Азиатской зоне ФИФА, а комиксы относятся к литературе. Но значит ли это, что графические романы бросают вызов романам традиционным? Разумеется, нет. Они существуют по своим законам, используют другие ресурсы и не являются упрощёнными версиями больших и сложных текстов.
Признаться, я не являюсь большим ценителем комиксов. Но даже в моей скромной коллекции обнаружились пять графических романов, на которые стоит обратить внимание людям, не равнодушным к искусству.
Уилл Айснер, «Контракт с Богом»
Уилла Айснера называют «отцом графического романа». Его книга «Контракт с Богом», вышедшая в 1978-м году, стала отправной точкой в истории этого жанра. В ней нет ни далёких галактик, ни супергероев, ни суперзлодеев. Она объединила четыре трогательные истории о вечном — четыре философские притчи, рассказанные с помощью рисунков. «Контракт с Богом» точно не зайдёт ни дебилам, ни детям (роман предназначен для читателей старше 18 лет).
Арт Шпигельман, «Маус»
Этот графический роман тоже не имеет ничего общего с комиксами о Супермене или Человеке-пауке. В нём Арт Шпигельман рассказал биографию своего отца — польского еврея, пережившего Холокост. Рассказал он её с помощью рисунков, а не текста, но сделал это очень доходчиво и изобретательно. Так уж получилось, что Шпигельман окончил Высшую школу искусства и дизайна на Манхеттене, а не Литературный институт имени А. М. Горького. Но разве история от этого стала хуже?
Джо Сакко, «Палестина»
Джо Сакко, будучи профессиональным журналистом, вполне мог написать и «традиционную» книгу о двух месяцах, проведённых им на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Но вместо этого он изобрёл новый жанр — графическая журналистика. На основе фотографий легендарного Роберта Каппы, например, издаются отдельные книги. Так почему же нельзя заменить фотографии рисунками и с их помощью поделиться впечатлениями, проиллюстрировать интервью и заметки?
Фабьен Нури и Тьерри Робен, «Смерть Сталина»
С точки зрения исторической достоверности, эта работа может вызвать кое-какие вопросы. Но стоит заметить, что дело тут вовсе не в невежестве авторов (они изучили массу материалов и, вероятно, могли бы написать и защитить диссертацию), а в том, что они сознательно «подтасовали» некоторые факты. В контексте художественного замысла эта уловка вполне оправдана и неплохо сработала — Фабьену Нури и Тьерри Робену удалось передать атмосферу, витавшую в воздухе после смерти «Вождя народов», шикарно изобразить «грызню» членов Центрального комитета и добавить истории драматизма. Детальные иллюстрации графического романа «Смерть Сталина» рассказывают больше, чем мог бы рассказать текст.
Подробнее читайте здесь.
Ари Фольман и Дэвид Полонски, «Дневник Анны Франк»
Графическая адаптация знаменитой книги отличается очень качественными, хитро придуманными иллюстрациями и хорошо структурированным текстом, в котором Ари Фольман периодически использует довольно большие куски из оригинала. Книгу можно воспринимать как некое подобие «бумажного мультфильма». Существуют же аудиокниги и радиоспектакли? И никто не возмущается. Тем более, что Арт Фольман и Дэвид Полонски являются создателями мультипликационного фильма «Вальс с Баширом», получившего «Золотой глобус».
Подробнее о графической адаптации «Дневника Анны Франк» читайте здесь.
Так что же не так с комиксами? Почему консервативные любители литературы не хотят их принимать? Мне кажется, есть несколько факторов, влияющих на предвзятое отношение к этому виду искусства. Во-первых, мы никак не можем избавиться от ложного представления о том, что комиксы — это истории исключительно о супергероях в трико. Во-вторых, мы зачем-то пытаемся сравнивать их с более привычными литературными формами. В-третьих, графические романы стали издаваться в России относительно недавно, и многие шедевры этого жанра нам ещё незнакомы.
А как вы относитесь к комиксам? Пишите в комментариях. Успехов!