Найти тему
Призрачная редакция

В защиту комиксов — 5 графических романов для тех, кто умеет читать

Оглавление

Оказывается, точку зрения бывшего министра культуры РФ о том, что «комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать», разделяют и некоторые книжные блогеры. На днях я увидел на YouTube ролик, в котором автор, хуля чиновника по всем пунктам, согласился с тем, что в отношении комиксов он абсолютно прав. Якобы нельзя найти и пяти графических романов, достойных внимания взрослого любителя литературы.

Так ли это? Думаю, что нет. Но давайте сначала определимся — какое место занимают комиксы в мире искусства. Литература ли это? Формально — да. Сборная Австралии по футболу выступает в Азиатской зоне ФИФА, а комиксы относятся к литературе. Но значит ли это, что графические романы бросают вызов романам традиционным? Разумеется, нет. Они существуют по своим законам, используют другие ресурсы и не являются упрощёнными версиями больших и сложных текстов. 

Признаться, я не являюсь большим ценителем комиксов. Но даже в моей скромной коллекции обнаружились пять графических романов, на которые стоит обратить внимание людям, не равнодушным к искусству.

Уилл Айснер, «Контракт с Богом»

Уилла Айснера называют «отцом графического романа». Его книга «Контракт с Богом», вышедшая в 1978-м году, стала отправной точкой в истории этого жанра. В ней нет ни далёких галактик, ни супергероев, ни суперзлодеев. Она объединила четыре трогательные истории о вечном — четыре философские притчи, рассказанные с помощью рисунков. «Контракт с Богом» точно не зайдёт ни дебилам, ни детям (роман предназначен для читателей старше 18 лет).

Арт Шпигельман, «Маус»

Арт Шпигельман, «Маус». Издательство АСТ
Арт Шпигельман, «Маус». Издательство АСТ

Этот графический роман тоже не имеет ничего общего с комиксами о Супермене или Человеке-пауке. В нём Арт Шпигельман рассказал биографию своего отца — польского еврея, пережившего Холокост. Рассказал он её с помощью рисунков, а не текста, но сделал это очень доходчиво и изобретательно. Так уж получилось, что Шпигельман окончил Высшую школу искусства и дизайна на Манхеттене, а не Литературный институт имени А. М. Горького. Но разве история от этого стала хуже?

Джо Сакко, «Палестина»

Джо Сакко, будучи профессиональным журналистом, вполне мог написать и «традиционную» книгу о двух месяцах, проведённых им на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Но вместо этого он изобрёл новый жанр — графическая журналистика. На основе фотографий легендарного Роберта Каппы, например, издаются отдельные книги. Так почему же нельзя заменить фотографии рисунками и с их помощью поделиться впечатлениями, проиллюстрировать интервью и заметки? 

Фабьен Нури и Тьерри Робен, «Смерть Сталина»

С точки зрения исторической достоверности, эта работа может вызвать кое-какие вопросы. Но стоит заметить, что дело тут вовсе не в невежестве авторов (они изучили массу материалов и, вероятно, могли бы написать и защитить диссертацию), а в том, что они сознательно «подтасовали» некоторые факты. В контексте художественного замысла эта уловка вполне оправдана и неплохо сработала — Фабьену Нури и Тьерри Робену удалось передать атмосферу, витавшую в воздухе после смерти «Вождя народов», шикарно изобразить «грызню» членов Центрального комитета и добавить истории драматизма. Детальные иллюстрации графического романа «Смерть Сталина» рассказывают больше, чем мог бы рассказать текст. 

Подробнее читайте здесь.

Ари Фольман и Дэвид Полонски, «Дневник Анны Франк»

Ари Фольман и Дэвид Полонски, «Дневник Анны Франк. Графическая версия». Издательство «Манн, Иванов, Фербер»
Ари Фольман и Дэвид Полонски, «Дневник Анны Франк. Графическая версия». Издательство «Манн, Иванов, Фербер»

Графическая адаптация знаменитой книги отличается очень качественными, хитро придуманными иллюстрациями и хорошо структурированным текстом, в котором Ари Фольман периодически использует довольно большие куски из оригинала. Книгу можно воспринимать как некое подобие «бумажного мультфильма». Существуют же аудиокниги и радиоспектакли? И никто не возмущается. Тем более, что Арт Фольман и Дэвид Полонски являются создателями мультипликационного фильма «Вальс с Баширом», получившего «Золотой глобус».

Подробнее о графической адаптации «Дневника Анны Франк» читайте здесь.

Так что же не так с комиксами? Почему консервативные любители литературы не хотят их принимать? Мне кажется, есть несколько факторов, влияющих на предвзятое отношение к этому виду искусства. Во-первых, мы никак не можем избавиться от ложного представления о том, что комиксы — это истории исключительно о супергероях в трико. Во-вторых, мы зачем-то пытаемся сравнивать их с более привычными литературными формами. В-третьих, графические романы стали издаваться в России относительно недавно, и многие шедевры этого жанра нам ещё незнакомы. 

А как вы относитесь к комиксам? Пишите в комментариях. Успехов!

Комиксы
7009 интересуются