Дикое общество в рамках развитой цивилизации
Не загадочные, а скорее странные отрывки из будней мальчика-аутиста с не менее странным развитием событий и открытой концовкой. Автор предлагает нам взглянуть на мир глазами подростка, чья жизнь сосредоточена внутри самого себя, куда изредка проникают всполохи разрозненной информации из внешней действительности, которую Герой пытается вписать в свою упорядоченную индивидуальную реальность и интерпретировать в меру своих представлений о ней.
Автор покажет нам маленький мир внутри мира большого, который, безусловно, есть у каждого человека. Но на фоне гипертрофированной закрытости ребенка с аутизмом эта зарисовка выглядит особенно ярко, поскольку границы личного пространства и личных воззрений проявляются максимально четко, противопоставляя «Я» персонажа даже не другим людям, а вообще всему, что есть вокруг.
Не знаю, насколько достоверно нарисован портрет человека с аутизмом, мои познания в этом вопросе весьма поверхностны, но с моей точки зрения, Автору удалось продемонстрировать беспомощность Одного, окруженного толпой Других. И крайне важно, что эти Другие были столь щедры на помощь мальчику, готовому пырнуть их ножом, если они к нему прикоснуться, что дает и нашему обществу надежду на развитие милосердия в самих себе.
Дикое общество в рамках развитой цивилизации
Что больше всего поразило меня в книге? РОВНОЕ отношение общества к подростку с аутизмом. Не равнодушное, а обыденное, для Запада присутствие граждан «с особенностями» в общественных местах - это норма. Часто ли мы встречаем на улицах наших городов людей с ограниченными возможностями? Неужели у нас нет аутистов, калек, инвалидов? Или их всех по примеру Советов ссылают за 101 километр или, может, скидывают со скалы?
На самом деле, физически мы ничуть не здоровее Европы или Америки, но вот ментально, увы, нам следует расти до западного общества, где люди с ограниченными возможностями могут не просто не опасаться агрессии окружающих, но и в случае необходимости рассчитывать на их поддержку.
Ближе к книге, она особо ни о чем. Обсуждать этот высосанный из пальца надуманный сюжет, в котором мальчик, никогда не ходивший один дальше школы, вдруг отправляется в настоящее путешествие в Лондон на поиски матери, как мамонтенок из всем известного мультика, не имеет смысла. Единственное, хочется заметить, что оба родителя, возможно, и подаются, как лица без диагноза, но до адекватности им обоим довольно далеко.
«У нее на столе стоят фотографии ее детей, так что я тоже поставила у себя на столе твою фотографию в рамке», - сообщает мама Кристоферу.
Поразительная ситуация, когда ореол благополучия в глазах окружающих предпочтительнее самого ребенка. Героиня оправдывает свои кукушачьи действия, откупаясь от необходимости принять собственное особенное дитя, многочисленными письмами, отправляемыми чуть ли не по расписанию, чтобы получить принятие со стороны общества без жертв для самой себя и своего эго.
В этом контексте ее обвинения в сторону «святого» отца Кристофера выглядят кощунственно, хотя мы уже знаем, что этот идеальный родитель имеет серьезные проблемы с управлением гневом, и в определенные моменты возможно опасен не только для домашних животных.
«Когда я спал, мне приснился один из моих любимых снов», - рассуждает Кристофер, - «в этом сне почти все на земле были мертвы, потому что заразились вирусом».
В ограниченном социальном мире Кристофера вся опасность исходит от посторонних людей, но парадокс в том, что именно посторонние люди на протяжении всей книги совершают поступки ради благополучия этого необычного подростка: помогают ему сориентироваться на улице, организовывают столь значимую сдачу экзамена по математике, даже спасают его жизнь в метро. В то время как единственные значимые для мальчика взрослые заняты исключительно выяснением отношений между собой с перерывами на беготню с вилами и посещением симпатичных соседей.
В каждом из нас живет маленький аутист
Кристофер верстает свою индивидуальную реальность на основе научных представлений о необъятной вселенной из книг и минимальных знаний о мире, который окружает его здесь и сейчас. На контрасте между его интересом к галактикам, звездам, математике и физике, особенно ярко проявляется его абсолютная беспомощность перед миром людей. Он для необычного подростка оказывается наполнен вполне ощутимыми опасностями, которые самостоятельно он не в состоянии преодолеть.
«Всегда можно понять, о чем собака думает. У нее есть четыре настроения: счастливое, грустное, сердитое и сосредоточенное. И еще собаки преданные и никогда не лгут, потому что не умеют говорить».
Тотальное непонимание эмоций, чувств и намерений окружающих создает вокруг Кристофера плотный кокон, что определяет невозможность его полной социализации в обществе, где не жалуют математику с физикой, зато любят хорошие шутки и совместное времяпровождение.
Мне понравилось описание Кристофером поездки в подземке. Признаться честно, я чувствовала себя в лондонском метро точно также: практически полная дезориентация и непреодолимое желание постенать. В определенных ситуациях даже вполне себе социально адаптированный человек может испытывать тревогу и нуждается в помощи окружающих. С этой точки зрения вся эта книга выглядит, как призыв быть чуть внимательнее друг к другу и не изолировать человека лишь на том основании, что он не похож на приемлемое большинство.
Так где же собака зарыта?
В середине произведения автор с неясной мне, но явно злодейской целью, пересказывает содержание книги «Собака Баскервилей», используя цитаты и раскрывая все сюжетные повороты и «фишечки», из-за которых истории о Шерлоке Холмсе столь любимы Читателями.
На вопрос «читать или не читать?» однозначного ответа я не дам. Скажу только, что это пусть и социально полезная книга, помогающая обывателю взглянуть на проблемы особенных людей, нуждающихся в принятии обществом, но в плане литературной ценности, сюжета, описания персонажей и их развития отыскать здесь что-то ценное довольно проблематично. Если вы любите грустные истории с грустными финалами и ставите себе цель немного погрустить, что ж, «Загадочное ночное убийство собаки» - приемлемый выбор.
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм
«Книжный вор» Маркус Зусак