Найти в Дзене
Artfragment

Как мода стала частью искусства и политики

Оглавление

В XX веке моде стало тесно в своих рамках. Она начала взаимодействовать с искусством и политикой. Одежда превращалась в инструмент агитации. А художники, вышедшие за пределы традиционных жанров и художественных направлений, все чаще использовали предметы гардероба в своих работах, за счет чего те приобретали новые смыслы.

— Молодое советское государство быстро оценило агитационный потенциал одежды.

Уже в 1922 году художницы-авангардистки Варвара Степанова и Любовь Попова увидели объявление в газете «Правда». На открывшуюся после трехлетнего перерыва Первую ситценабивную фабрику искали художников-конструкторов для расширения ассортимента. Не могли же на советском предприятии продолжать производить ткани по эскизам западных журналов. Степанова и Попова черпали вдохновение в беспредметной живописи и создавали преимущественно геометрические орнаменты.

Варвара Степанова. Рисунок для ткани. 1924. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей личных коллекций.
Варвара Степанова. Рисунок для ткани. 1924. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей личных коллекций.

Но к началу 1930-х текстиль становится все более агитационным: усиливаются индустриальные мотивы, а на смену минимализму и абстракции приходят вполне конкретные изображения снопов и тракторов, дымящихся заводов и паровозов, пятиконечных звезд и марширующих колонн.

Ситец с рисунком «Самолеты», 1929.
Ситец с рисунком «Самолеты», 1929.

— Все знают «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Но не все в курсе, что в 1923 году художник рисовал эскизы супрематических платьев. Такие, по мнению авангардиста, как нельзя лучше подошли бы гражданке нового советского общества. Мать Малевича вязала свитера и шарфы с супрематистскими рисунками. А сам художник с детства был обучен искусству вышивки и плетения кружев.

Казимир Малевич, эскиз супрематического платья, 1923.
Казимир Малевич, эскиз супрематического платья, 1923.

— Поношенная одежда стала одним из ключевых элементов работ Кристиана Болтански.

В 2010 году на выставке Monumenta французский художник показал работу «Personnes». Она представляла собой кучу поношенной разноцветной одежды, которая располагалась в нефе Grand Palais. Груду время от времени ворошила возникающая сверху «рука» — крюк, прикрепленный к крану. Инсталляция стала своего рода реквиемом по погибшим в нацистских лагерях.

Кристиан Болтански, «Personnes», 2010.
Кристиан Болтански, «Personnes», 2010.

— Еще раньше — в 1994 году — Болтански представил инсталляцию «Святая неделя» в парижской церкви Сент-Эсташ.

Прихожан попросили оставить в храме их верхнюю одежду. После чего художник разложил вещи в нефе церкви, а в алтаре три пальто символизировали Христа и двух разбойников. Позже прихожанам предложили передать их одежду в качестве гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину.

Кристиан Болтански, «Святая неделя», 1994.
Кристиан Болтански, «Святая неделя», 1994.

— Представительница движения «Молодые британские художники» Сара Лукас вместе с Трейси Эмин открыла в 1993 году в Восточном Лондоне магазин The Shop.

В нем художницы в течение полугода выставляли и продавали свои работы, например, футболки с лозунгами «I’m so fucky». Кроме этого, Лукас использовала для своих работ реальные предметы одежды. В частности — капроновые колготки и бюстгальтеры. Из них художница, исследующая темы сексуальности, смерти и разрушения, шила мягкие скульптуры.

Сара Лукас, «Туз в рукаве», 1998.
Сара Лукас, «Туз в рукаве», 1998.

Лукас не только использовала одежду для своих работ, но и имитировала ее. Например, из цемента она отлила скульптуру «Юбилей» — двухметровые сапоги на высоких каблуках.

Сара Лукас, «Юбилей», 2017.
Сара Лукас, «Юбилей», 2017.

— В 2003 году на Венецианской биеннале американский художник Фред Уилсон представил инсталляцию «Святое собеседование».

Несмотря на то, что в первую очередь работа была высказыванием на тему расизма, миграции и социального неравенства, одежда играла в ней немалую роль. Во-первых, Уилсон использовал реплики исторических костюмов. Во-вторых, в инсталляцию были интегрированы поддельные сумки известных модных брендов. А рядом с ними сидел живой темнокожий продавец. «Мне нравится работать с повседневными вещами и роскошными товарами, которые не считаются «высоким» искусством, будучи при этом подлинной репрезентацией культуры, хорошей или плохой. В данном случае они показывают сообщество, которое не замечают, и расовые предрассудки по его поводу», — отмечал художник.

Фред Уилсон, «Святое собеседование», 2003.
Фред Уилсон, «Святое собеседование», 2003.

— Кадер Аттиа — французский художник с алжирскими корнями.

Его произведения — сложные инсталляции о колониальной истории и ее влиянии на современность, этническом и культурном разнообразии современных обществ и вытекающих из этого конфликтах. В 2015 году Аттиа представил работу «Мертвое море». Ее он посвятил беженцам, которые пытаются пересечь Средиземное море и добраться до берегов Европы. Вместо портретов людей художник использовал скомканные джинсы и майки, разложенные на полу. А на стене над одеждой Аттиа расположил изображения скал, которые не дают судам пришвартоваться в берегу.

Кадер Аттиа, «Мертвое море«, 2015.
Кадер Аттиа, «Мертвое море«, 2015.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.