Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевых навыков. Урок 8 - Прилагательное

Оглавление

Тема: Прилагательное.

Цели:

1.Познакомить с прилагательным и его изменением по родам, падежам и числам.

2. Закреплять знания о существительном.

3. Развивать устную речь.

Оборудование:

ручка, тетрадь.

Ход:

I.Речевая разминка:

1.«Нажимы»

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед – держать 1 сек. Расслабить – 1 сек. 5-6 раз.

2. «Кошечка»

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу – держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз – держать 1 сек. – по 6 раз в каждом направлении.

3. «Кисточка»

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

II. Работа с чистоговорками

Чистоговорки на букву К:

Ик-ик-ик — белый воротник.

Ки-ки-ки — новые носки.

Нёк-нёк-нёк — солнечный денёк!

Ок-ок-ок — крохотный щенок.

Ко-ко-ко — пейте молоко!

Ак-ак-ак — учим новый знак!

Ка-ка-ка — быстрая река.

Ык-ык-ык — покажи язык!

Ек-ек-ек — весёлый человек!

Ук-ук-ук — раздаётся стук.

Ку—ку—ку — вытирай доску.

Ика-ика-ика — выросла клубника.

III. Работа со скороговорками

Канат у Натки, нитки у Никитки.

IV. Развитие речи

1.Рассмотрим картинку.

Найдите свои записи с прошлого урока. Там должны быть записаны предметы, которые изображены на картинке. Если эти записи у вас не сохранились, запишите заново группу предметов, которые там изображены. На прошлом уроке мы записывали предметы:

Дерево, дом, бабушка, кот, собака, будка, девочка, цыплёнок, облако, птица, забор.

2. Скажите, как эти предметы выглядят, подберите к ним определения. Это мы делали на прошлых уроках:

Дерево — высокое, зелёное, кудрявое.

Дом – маленький, каменный, жёлтый.

Бабушка – старая, добрая, весёлая.

Кот – большой, толстый, полосатый.

Собака – маленькая, рыжая, смешная.

Девочка – маленькая, радостная, забавная.

Цыплёнок – маленький, жёлтый.

Облако – белое, воздушное, невесомое.

- Этого нам пока хватит.

3. Мы подобрали определения. Эта часть речи называется прилагательное. Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. Прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое7Ккакие? Они согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

В отличии от существительного прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Чтобы это понять, давайте попробуем на примерах. Возьмём первое прилагательное – высокое.

Изменим его по родам:

М.р. Он – высокий.

Ж.р. – Она – высокая.

С.р. – Оно – высокое.

Это же прилагательное можно изменить по числам:

Один – высокий

Много - высокие

Оно изменится по падежам:

И.П. — высокое (дерево)

Р.п. – высокого (дерева)

Д.п.- к высокому(дереву)

В.п. -высокое(дерево)

Т.п. – высоким (деревом)

П.п. – о высоком (дереве)

Прилагательное – постоянный спутник существительного. Оно следует за ним и принимает его формы. Для чего нам это надо? Согласование имени существительного и прилагательного может вызывать трудности до тех пор, пока человек не станет говорить, что называется на автопилоте. Что делать? Если вы не знаете, в какой форме прилагательное поставить, то:
1. Находим существительное, которое связано с ним по смыслу.
2. Определяем род и число существительного, для этого подставляем слова
Он мой – мужской род
Она моя – женский род
Оно моё – средний род

3. Ставим прилагательное в том же роде, числе и падеже, что и существительное:

Мужской род - какой?

Женский род – какая?

Средний род – какое?

Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?

V.Итог

Подберите не сколько существительных и прилагательных. Поучитесь согласовывать прилагательные с существительными.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Xm5zuO9FdRN5qSzJ

Следующий урок: https://dzen.ru/a/XnPWxMx83yUHMC9Q

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.