Тема: Прилагательное.
Цели:
1.Познакомить с прилагательным и его изменением по родам, падежам и числам.
2. Закреплять знания о существительном.
3. Развивать устную речь.
Оборудование:
ручка, тетрадь.
Ход:
I.Речевая разминка:
1.«Нажимы»
Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед – держать 1 сек. Расслабить – 1 сек. 5-6 раз.
2. «Кошечка»
С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу – держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз – держать 1 сек. – по 6 раз в каждом направлении.
3. «Кисточка»
Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.
II. Работа с чистоговорками
Чистоговорки на букву К:
Ик-ик-ик — белый воротник.
Ки-ки-ки — новые носки.
Нёк-нёк-нёк — солнечный денёк!
Ок-ок-ок — крохотный щенок.
Ко-ко-ко — пейте молоко!
Ак-ак-ак — учим новый знак!
Ка-ка-ка — быстрая река.
Ык-ык-ык — покажи язык!
Ек-ек-ек — весёлый человек!
Ук-ук-ук — раздаётся стук.
Ку—ку—ку — вытирай доску.
Ика-ика-ика — выросла клубника.
III. Работа со скороговорками
Канат у Натки, нитки у Никитки.
IV. Развитие речи
1.Рассмотрим картинку.
Найдите свои записи с прошлого урока. Там должны быть записаны предметы, которые изображены на картинке. Если эти записи у вас не сохранились, запишите заново группу предметов, которые там изображены. На прошлом уроке мы записывали предметы:
Дерево, дом, бабушка, кот, собака, будка, девочка, цыплёнок, облако, птица, забор.
2. Скажите, как эти предметы выглядят, подберите к ним определения. Это мы делали на прошлых уроках:
Дерево — высокое, зелёное, кудрявое.
Дом – маленький, каменный, жёлтый.
Бабушка – старая, добрая, весёлая.
Кот – большой, толстый, полосатый.
Собака – маленькая, рыжая, смешная.
Девочка – маленькая, радостная, забавная.
Цыплёнок – маленький, жёлтый.
Облако – белое, воздушное, невесомое.
- Этого нам пока хватит.
3. Мы подобрали определения. Эта часть речи называется прилагательное. Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. Прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое7Ккакие? Они согласуются с существительным в роде, числе и падеже.
В отличии от существительного прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.
Чтобы это понять, давайте попробуем на примерах. Возьмём первое прилагательное – высокое.
Изменим его по родам:
М.р. Он – высокий.
Ж.р. – Она – высокая.
С.р. – Оно – высокое.
Это же прилагательное можно изменить по числам:
Один – высокий
Много - высокие
Оно изменится по падежам:
И.П. — высокое (дерево)
Р.п. – высокого (дерева)
Д.п.- к высокому(дереву)
В.п. -высокое(дерево)
Т.п. – высоким (деревом)
П.п. – о высоком (дереве)
Прилагательное – постоянный спутник существительного. Оно следует за ним и принимает его формы. Для чего нам это надо? Согласование имени существительного и прилагательного может вызывать трудности до тех пор, пока человек не станет говорить, что называется на автопилоте. Что делать? Если вы не знаете, в какой форме прилагательное поставить, то:
1. Находим существительное, которое связано с ним по смыслу.
2. Определяем род и число существительного, для этого подставляем слова
Он мой – мужской род
Она моя – женский род
Оно моё – средний род
3. Ставим прилагательное в том же роде, числе и падеже, что и существительное:
Мужской род - какой?
Женский род – какая?
Средний род – какое?
Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?
V.Итог
Подберите не сколько существительных и прилагательных. Поучитесь согласовывать прилагательные с существительными.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Xm5zuO9FdRN5qSzJ
Следующий урок: https://dzen.ru/a/XnPWxMx83yUHMC9Q
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.