Найти тему

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевых навыков. Урок 7 - Существительное и его формы

Оглавление

Тема: Существительное и его формы.

Цели:

1.Познакомить с существительным и его грамматическими формами.

2. Развивать речь

Оборудование: ручка, тетрадь.

Ход:

I.Речевая разминка:

1.«Нажимы».

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед – держать 1 сек. Расслабить – 1 сек. 5-6 раз.

2. «Кошечка».

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу – держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз – держать 1 сек. – по 6 раз в каждом направлении.

3. «Кисточка».

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

II. Работа с чистоговорками:

Аф-аф-аф — сложим вещи в шкаф.
Фа-фа-фа — новая софа.
Аф-аф-аф — в Африке жираф.
Фин-фин-фин — в море плыл дельфин.
Иф-иф-иф — в небе птица гриф.

III. Работа со скороговорками:

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

IV. Развитие речи:

1.Посмотрите на картинку. Придумайте и запишите слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?

Дерево, дом, бабушка, кот, собака, будка, девочка, цыплёнок, облако, птица, забор.

- Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? Обозначают предметы и называются существительными. Предмет можно потрогать, взять в руки.

2.Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?

Кто? Бабушка, кот, собака, девочка, цыплёнок, птица – одушевлённые.

Что? Дерево, дом, будка, облако, забор – неодушевлённые.

3.К каждому из слов, обозначающих предметы, можно подставить слово он, она или оно. Давайте попробуем:

Бабушка – она, кот – он, дерево – оно.

Получаем:

Он – кот, цыплёнок, дом, забор – мужской род.

Она – бабушка, собака, девочка, птица, будка – женский род.

Оно – дерево, облако – средний род.

Род и одушевлённость = это постоянные признаки существительного.

4.В гости к бабашке приехала одна внучка. А если бы их было две, как бы мы сказали о них? Внучки. Мы изменили слово и девочек стало несколько. Число – это непостоянный признак. Большинство предметов могут быть в единственном и во множественном числе. Самостоятельно измените записанные слова на множественное число. Получаем:

Коты, цыплята, дома, заборы, бабушки, собаки, девочки, птицы, будки, дерево, облака.

5. Каждое существительное отвечает на группу вопросов. При этом оно изменяет окончание. Это позволяет связывать его с другими словами. Это падежи. Ещё один изменяемый признак. В русском языке 6 падежей:

И.П. Кто? Что? – начальная форма слова. кот

Р.П. Кого? Чего? кота

Д.П. Кому? Чему? коту

В.П. Кого? Что? кота

Т.П. Кем? Чем? котом

П.П. О ком? О чем? о коте

Изменение существительного по падежам называется склонением. Но суть склонения нужна только для того, чтобы грамотно писать. Поскольку мы занимаемся развитием речи, то нам это не надо.

Домашнее задание.

Просклоняйте остальные существительные самостоятельно. Постарайтесь запомнить падежи с вопросами.

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e6b7419286d7e3623d31b92/edit

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e6e73b8ef45751379a92cc9/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Инсульт. Восстановление речи. | Дзен

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.