Найти тему
Классическая ГИТАРА

За что мы любим классическую музыку?

Возможно, на сегодняшний день любителей рок-музыки (и различных смешанных жанров) значительно больше, нежели музыки классической, но количество последних всё же достаточно велико. Послушаем мнение и «агитацию» на этот счёт от Dheera Venkatraman (Англия, соучредитель компании «Robby Technologies»).

Я вырос с минимальным влиянием какой-либо современной музыки вообще (я очень мало знаю о любой музыке после 1900 года — я не преувеличиваю). Так что с моей (предположительно необычной) точки зрения классическая музыка великолепна, потому что:

  • Она музыкально изощрённая, лишена прямолинейных повторов, но имеет связность и логику. Классическая музыка уделяет большое внимание тому, как осуществляются переходы и вариации; речь идёт о гениальном и творческом переносе слушателя от одной мелодии к другой, а также о том, какие эмоциональные эффекты вызывают эти переходы.
  • Как правило, она использует исключительно акустические инструменты, которые имеют естественное качество звучания и в большинстве случаев обладают гораздо большей степенью свободы в управлении звуком, позволяя игрокам выразить себя и свои мысли. Самое лучшее электрическое пианино в этом мире никогда не будет звучать даже близко к роялю.
  • Она насыщает наши чувства не физически, содержит утончённые ритмы и динамические оттенки.
  • Во многих случаях качество музыки напрямую связано с техническими навыками игрока.

До появления звукозаписи не всегда было легко услышать лучшую классическую музыку в действии. Это было действительно особенное искусство, которое вы должны были ценить.

Видео: «HK Guitar Duo - Symphony no. 40: I. Molto allegro».

В первую очередь самые опытные музыканты и композиторы давали такую возможность королевским особам, а когда дело доходило до простых людей, это было сверхценно в тот момент, когда появлялась такая возможность — в церкви или другом месте. Либо вам приходилось трудиться и бороться, самостоятельно изучая инструмент и самим становясь артистами.

В наше время навыки, необходимые для исполнения классической музыки, не уменьшились — это то, чему нужно учиться в течение длительного времени и посвятить себя целиком. И даже при наличии звукозаписи, годы обучения, которые проходят игроки, полностью определяют качество музыки, которую они исполняют.

  • Классическая музыка требует воображения со стороны композитора. Сочинение классической музыки не сводится к написанию мелодии и добавлению к ней аккомпанемента — в камерной и оркестровой музыке это сложное взаимодействие между игроками, передача мелодий в диалоге. Речь идёт о человеческом творчестве, а не лишь о том, как вам может помочь компьютер или синтезатор.
  • Классическая музыка требует понимания и верного толкования со стороны исполнителя. Композитор является вдохновителем пьесы, исполнитель — переводчиком, который воплощает идею в жизнь.

Композитор может быть и сам исполнителем, но, как это часто случалось при жизни композиторов, и в этом случае другие толковали и играли их музыку. Эта интерпретация — искусство само по себе.

Часто забываемый факт среди музыкальных пуристов сегодня заключается в том, что, например, музыка в стиле барокко была настолько открыта для интерпретации, что исполнителю обычно вполне разрешалось изменять пьесу и создавать вариации.

Великий И. С. Бах написал свои «Инвенции» не только как упражнение, но и как способ развить певучий стиль игры и навыки развития композиционных идей. Это было прямо указано в издании Баха на немецком языке. К сожалению, об этой второй цели часто забывают сегодня.

  • Классическая музыка требует толкования со стороны слушателя. Она заставляет ваше собственное воображение рассказывать историю, а не скармливает вам ложкой тексты или стучит ритмом по голове. Мелодия может напоминать вам о собственном жизненном опыте, создать вымышленную сцену, вызвать эмоции или создать что-то совершенно абстрактное, в зависимости от самого слушателя и обстановки.

По материалам публикации (англ.).

Читайте также: Феномен «фоновой музыки».