О, звездопады
Сколько желаний моих
Сбыться могло бы.
(Кицунэ Миято)
Симоносекский мирный договор 1895 года с побежденным Китаем давал Японской империи возможность укрепиться на материке и усиленно осваивать безграничный китайский рынок. Японской экспансии воспрепятствовала Россия,поддержанная Германией и Францией. У японских берегов появились внушительные эскадры европейцев.Уступка требованиям стала сильным ударом по японскому самолюбию. Российская империя стала препятствием на пути японских планов по доминированию в Восточной Азии.
Смириться с этим японцы не могли.Они приняли британское покровительство и начали усиленно строить флот для войны с русскими.Уже во второй половине 1895 года была принята десятилетняя программа кораблестроения. Цель-в кратчайшие сроки построить первоклассный флот,способный разбить русскую эскадру на Тихом океане.Планировалось построить четыре броненосца, четыре броненосных крейсера, три бронепалубных крейсера 2-го класса, три минных крейсера, один минный транспорт, 11 истребителей и 89 миноносцев. В 1896 году программа приняла окончательный вид- броненосных крейсеров-стало 6, бронепалубных крейсеров 2-го класса - 6,истребителей-23,а миноносцев-63.Программа стала известной под именем-"шесть-шесть"(количество броненосцев и броненосных крейсеров современного типа в японском флоте после ее выполнения).
Это была заявка на выход в число сильнейших морских держав.Помочь в этом вызвалась Британия,ибо в ее интересы отлично вписывалось ослабление России японскими руками. Большую часть кораблей-все броненосцы и 4 из 6 броненосных крейсеров построили на английских верфях. Англичане не скупились-японским заказчикам был предоставлен режим наибольшего благоприятствования,включая доступ к самым современным технологиям.Для небогатой тогда Японии построить и содержать такой огромный флот было очень трудно.
За счет национального подъема ,конечно,можно было добыть какие то средства(первая пара японских броненосцев финансировалась за счет 10 % зарплаты всех госслужащих),но ресурсы эти были не бесконечны. Японцам помогали англо-американские кредиты и гигантская контрибуция Китая в 200 миллионов лян серебра (£ 30 000 000) , выплаченная за счет русского займа.Еще 30 миллионов Россия выхлопотала у Китая для Японии в счет компенсации за отказ от Ляодунского полуострова по мирному договору.В общем деньги на амбициозную программу появились.
Не имея средств на большое количество полноценных броненосцев,японцы сочли возможным немного сэкономить,добавив броненосные крейсера. Самым сложным стал выбор проекта для них. Броненосные крейсера великих держав того времени японцам не подходили-английские,французские и русские корабли этого класса были либо рейдерами-истребителями торговли либо защитниками этой торговли. Японцам это не подходило. Им нужен был универсальный броненосный корабль,способный к линейному бою рядом с броненосцами и при этом достаточно скоростной,чтобы составить быстроходное крыло эскадры.
Японцы,на основе своего боевого опыта,уже имели концепцию "идеального броненосца"- в 8000 тонн,с хорошей броневой защитой ,с высокой скоростью и только скорострельной артиллерией (калибром до 203 мм). В целом, им требовался эскадренный(линейный) броненосный крейсер,ну или быстроходный броненосец 2-го класса.
Из существующих ближе всего к этому техзаданию были броненосные крейсера "южноамериканского типа",универсальные быстроходные броненосные корабли,которые строились для аргентинского и чилийского флотов в Англии и Италии.Поэтому японские заказчики ,которые на тот момент лучше всех разбирались в современной войне на море(остальные не воевали по несколько десятилетий) и отлично представляли что им нужно,выбрали в качестве прототипа чилийский крейсер "О'Хиггинс" , построенный в Англии на верфи Армстронга по проекту главного конструктора сэра Филипа Уоттса."Чилиец" был заложен в Эльсвике 4 апреля 1896 года,имел 6500 тонн водоизмещения,21,5 узел скорости,4 203 мм , 10 152 мм и 4 120 мм скорострельных длинных пушек.При этом крейсер имел внушительную броневую защиту.
Подготовкой "японского проекта" с июня 1896 года занимался тоже Филип Уоотс. Но японские заказчики принимали в проектировании самое активное участие,воплощая свой свежий боевой опыт.По их настоянию была увеличена площадь бронирования бортов- они видели результат "работы" скорострельной артиллерии по незащищенным местам.Была добавлена защита носового торпедного аппарата и увеличена мощность силовой установки для получения более высокой скорости-20 узлов при нормальной тяге .Также были добавлены дополнительные водонепроницаемые переборки,что улучшило непотопляемость корабля.Для бронирования была выбрана гарвеевская никелевая сталь.152 мм орудия размещались в индивидуальных казематах . Батарейная палуба стала бронированной.
Проект был изготовлен крайне быстро.После получения 21 августа 1896 года неофициального одобрения окончательного проекта,на стапелях завода Армстронга в Эльсвике 20 октября 1896 года и 6 января 1897 года были заложены два броненосных крейсера под заводскими номерами 661 и 662.6 июля 1897 года была оформлена сделка по продаже строящихся кораблей Японии и они получили имена-соответственно "Асама" в честь вулкана Асама в центральной части острова Хонсю и "Токива" ,в переводе означающее "незыблемый, вечный".
На воду "Асама" сошла 22 марта,а "Токива" 6 июля 1898 года.Менее чем через год крейсера вышли на испытания,где ,благодаря "пиву и графиту" показали вполне приличную скорость- "Асама" -20,37 узла (на 13 000 л.с.)и 22,07 узла (при 19 000 л.с. на форсированной тяге),"Токива"- 20,85 узла при 14 000 л.с. и 23,1 узла на форсированной тяге при 19 040 л.с. Справедливости ради,в реальных боевых условиях крейсера Камимуры могли поддерживать лишь 18-19 узлов и догнать крейсера Владивостокского отряда им не удалось ни разу.
11 марта 1899 года "Армстронг" официально сдал заказчику головной броненосный крейсер серии и на следующий день тот отправился в Японию. По прибытии в Йокосуку 11 мая он был принят в состав флота как крейсер 1-го класса.
Проект "Асамы" стал стандартом для постройки всех броненосных крейсеров программы 1896 года. Вслед за первой парой на той же верфи были заложены "Идзумо" и "Ивате",а во Франции и Германии по тому же проекту были построены "Адзума" и "Якумо". Статьи о них на канале уже есть.
Броненосные крейсера типа «Асама»浅間型装甲巡洋艦 .
"Асама" IJN Asama 浅間 , あさま Armstrong Whitworth (Эльсвик, Великобритания). Заводской номер 661. Заказан к постройке 1897 год. Строительство начато 20 октября (1 ноября )1896 года. Спущен на воду 22 марта 1898 года. Введён в эксплуатацию 8 февраля (18 марта) 1899 года. В 1921г. переоборудован в учебное судно .Выведен из состава флота 30 ноября 1945 года. Разобран на металл в 1947 году
"Токива" IJN Tokiva Tokiwa 常盤 Armstrong Whitworth (Эльсвик, Великобритания). Заводской номер 662. Строительство начато 6 января 1897 г. . Спущен на воду 6 июля 1898 г. . Введён в эксплуатацию 18 апреля (мая) 1899 г. С 1922г. - минный заградитель, затоплен 9 августа 1945г. после налёта авиации . Разобран на металл в 1947 году
Водоизмещение нормальное 9 514–9 557 тонн (9 667–9 710 тонн),полное 10,311–10,353 тонн (10,476–10,519 т) . Длина 124,1/ 134,72 м. Ширина 20,48 м. Осадка 7,4–7,43 м.
Бронирование-главный броневой пояс: 88—178 мм
верхний броневой пояс: 127-мм
барбеты, башни, казематы: 152-мм
палуба: 51-мм
скосы палубы: 76-мм
щиты 152-мм орудий: 115-мм,переборка 127 мм
боевая рубка: 356-мм
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения,2 винта,12 цилиндрических паровых котлов,проектная 18 000 л.с., 18227 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 21 узел проектная, 21,5 узла максимальная. 1406 тонн угля .Дальность плавания 4600 миль (11,5 узлов). Экипаж 676-726 человек. Вооружение-2×2 203-мм / 45 тип 41 ,14×1 152-мм / 40 QF ,12×1 76-мм 12-фунтовые QF ,8×1 47-мм QF 3 фунтовых Гочкис . 2 пулемёта Максима . Минно-торпедное вооружение -5 × 457-мм ТА
В 1905 году были демонтированы боевые марсы, число 47-мм пушек уменьшили до четырех, орудия оснастили новыми прицелами. Перед мировой войной демонтировали торпедный аппарат.
Во время ремонта 1917 года старые цилиндрические котлы заменили на 16 котлов типа Миябара.
В 1922 году вооружение сменили на восемь 152-мм орудий и одну 76-мм зенитку.
"Асамы" имели гладкопалубный корпус с небольшим завалом бортов на миделе,седловатостью и 163 водонепроницаемыми отсеками(в т.ч. 32 в двойном дне). Для корпуса применялась сименс-мартеновская ягкая сталь.Корабли сохраняли таранный форштевень.Палубы покрывались специальным противопожарным материалом-карцетитом. Палуб было три-бронированная,батарейная и верхняя.
Мореходность "асам" была довольно скромной.Метацентрическая высота составила 0,85-0,88 м. Экипаж в мирное время был сокращенным - 28 офицеров и 553 нижних чина, полный 676 человек ,а в военное увеличивался до 724 человек.
Двухвальная силовая установка состояла из двух паровых машин тройного расширения производства Хамфриса и 12 цилиндрических котлов,проектная мощность 18 000 л.с. При проектной скорости в 22 узла , на испытаниях крейсера продемонстрировали 22,07–23,1 узла при 19 000–19 040 л.с. Максимум-23,1 узла показала "Токива". Проектные расчеты обещали при запасе 1390 тонн (1410 тонн) угля дальность плавания 10 000 морских миль со скоростью 10 узлов.
Котлы и машины с бортов прикрывались угольными ямами.Бронирование крейсера получили современное на тот момент-гарвеевское. Броней была прикрыта большая часть бортов. "Асамы" имели самый длинный толстый броневой пояс среди всей серии- 86,5 метров(66,5% от длины корпуса по ватерлинии)-из плит толщиной 178 мм и высотой 2,13 метра.Главный пояс уходил ниже ватерлинии на 152 см.В оконечностях корпус прикрывался поясом толщиной 89 мм и закрывался карапасной палубой 51-63 мм.Верхний пояс был меньше-65,2 метра -толщиной 127 мм и замыкался бронетраверсами 127 мм ,образуя каземат для 152 мм пушек средней артиллерии.. Его высота составляла 2,13 метра (7 футов 0 дюймов), из которых 1,52 метра
Башни и барбеты главного калибра защищались 152 мм плитами.У всей серии самым защищенным местом была боевая рубка 356 мм с крышей 25 мм.
Всего бронирование закрывало 59 % борта,в т.ч. 19%-свыше 152 мм. Вес брони составил 2100 тонн(21,5 % водоизмещения).
Основное вооружение броненосных крейсеров программы 1896 года состояло из четырех 203 мм 45 калиберных пушек Армстронга в двух двухорудийных башнях в носовой и кормовой частях. Сектор обстрела каждой башни-130 градусов,угол возвышения -15 градусов(теоретически до 30).Заряжание производилось вручную при небольшой механизации.
Башню снабжал снарядами один элеватор,поэтому для увеличения скорострельности в башне было обустроено место для хранения снарядов.Башня на максимальной скорострельности (3 выстрела в минуту)могла произвести 62 выстрела( 20 снарядов было в башне и 42 в нише под полом).Потом приходилось ждать подъема снарядов элеватором(два снаряда за раз) и скорострельность резко падала.Бронебойные АР снаряды 113,5 кг со скоростью 760 м/с имели дальность 12100 метров.
Средняя артиллерия состояла из 14 152 мм 40 калиберных скорострельных эльзвикских QF пушек " Z" .10 из них стояли в двухъярусных бронированных казематах,а 4 орудия вне казематов на верхней палубе были защищены броневыми щитами.Их 45,4 кг снаряды имели начальную скорость 700 м/с. Угол обстрела казематных орудий-120 градусов.
Противоминная артиллерия была представлена 12 76 мм 12-фунтовыми 40 калиберными QF орудиями ( 4 на крыльях носового и кормового мостиков,4 -на крышах казематов, 2 в носовых спонсонах,2 в корме на батарейной палубе) и 8 2,5 фунтовыми скорострельными пушками Гочкис( в т.ч.4 на боевых марсах).
Торпедное вооружение состояло из носового неподвижного торпедного аппарата и по два подводных на каждый борт,все 457 мм. Боекомплект 18 торпед.
Для управления огнем использовались два дальномера Барра и Струда FA2. Перед началом войны все броненосные крейсера получили мощные радиостанции "Маркони".
В Британии крейсера получили светло-серую окраску с черными концами труб.В сентябре 1901 года корпус перекрасили в черный,а трубы получили белые маркеры-по одному для "Асамы" и по две у "Токивы".
Названия кораблям Императорского флота рисовали на специальном щите для кормового балкона. Исполняли его слоговой азбукой хирагана, справа налево.
С борта крейсера "Асама" император Мейдзи наблюдал за маневрами флота во время смотра 30 апреля 1901 года. А в 1902 года "Асама" представлял Японию на коронационном ревю в Спитхеде по случаю коронации нового короля Великобритании Эдуарда VII.
Перед началом русско-японской войны был создан Объединенный флот , во 2-й боевой отряд 2-й эскадры адмирала Камимуры и были назначены крейсера "Асама" и "Токива".
Оба крейсера стали активными участниками войны,на их счету ,в частности,бой в Чемульпо и Цусима.Потом была первая мировая и даже участие во второй мировой.
Боевая служба и дальнейшая история "Асамы" и "Токивы"-в отдельной статье.
Японские броненосные крейсера программы 1896 года стали яркими (благодаря активному применению в русско-японской войне) представителями линейной ветви броненосных крейсеров,предназначенных для службы при линейной эскадре-в качестве дальнего разведчика и быстроходного крыла линейных сил.По сути это концепция быстроходного броненосца 2-го класса с более слабым вооружением. Наиболее близки к "асамоидам" итальянские "гарибальдийцы" ,построенные как для своего флота,так и для аргентинцев с греками и испанцами.
Японцы добавили к британским технологиям свой свежий опыт последних морских боев -с ростом значения скорострельной артиллерии , скорости и броневой защиты.
Этот вариант был востребован для морских держав с локальным,в основном прибрежным театром военных действий,где не важна мореходность и автономность(что критично для рейдера и океанских коммуникаций).Все преимущества этого варианта броненосных крейсеров сходят на нет при использовании в открытом океане,они для него не предназначены.
"Асамы" получили весьма хороший пиар во время русско-японской войны,но в основном за счет неудачных действий русского флота в целом. При этом они ни разу не смогли догнать владивостокские крейсера в реальности,а не по таблице ТТХ. Камимура даже не сунулся охотиться на ВОК во время тихоокеанского похода,предпочитая отсиживаться в засаде во внутреннем море,а в эскадренном бою только переменчивое военное счастье и отсутствие вменяемого управления русской эскадрой уберегло "асамоидов" от изучения морского дна.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.