Вполне нормально отношусь к небольшим кухонным застольям у священников. Работа с людьми нервная, архиереи обдирают до нитки, а дома семеро по лавкам. Сам Бог велит взять хоть иногда пузырь, позвать друга, залить за воротник и излить душу. В ходе таких доверительных бесед священники как правило вздыхают об утрате веры, ругают руководство, жалуются на безденежье и бытовуху.
« Служил в разных храмах и епархиях. От больших соборов до сельских церквушек. Согласно моему опыту, подавляющее большинство священников не верят в то, что делают. Полных атеистов не встречал, но и искренне верящих в свои слова и молитву - тоже. Фразы заучиваются. Думать постепенно перестаёшь. Смысл сводится к правильному произнесению текста и получению материальной компенсации.» (Из письма священника, г. Санкт-Петербург, 2017 г.)
Своими переживаниями служители культа мало отличаются от большинства мирян. Работа опостылела, начальство не ценит, тружусь по инерции.
Думаю, все согласятся, что человек надевающий то или иное облачение, несёт ответственность не только за свой имидж, но и за отношение общества к организации, которая выдала ему форму. Врач, полицейский, пожарный, священник...
Подмочить репутацию можно, например, крепкими напитками. Сегодня, на мой взгляд, у духовенства появилось некое подобие трудовой дисциплины. Во время службы стараются не употреблять. Хотя мои читатели знают и исключения.
А вот в царские времена, которые нередко связывают с мифической «Святой Русью», духовенство часто жило по принципу «Имидж ничто. Получай от жизни всё!».
Вот цитата из документа 1551 года, озвученного на Стоглавом соборе.
«Попы и церковные причетники в церкви всегда пьяны и без страха стоят, и бранятся, и всякие речи неподобные всегда из уст их исходят. Попы в церквях бьются и дерутся промеж себя.»
Церковь сама признавалась в низком нравственном уровне своих служителей.
А вот распущенность монахов бесила уже и попов и правителей.
«Вы захватили себе в собственность третью часть, как оказывается, городов, посадов и деревень нашего государства... вы продаете и покупаете души нашего народа. Вы ведете жизнь праздную, утопаете в удовольствиях и наслаждениях: дозволяете себе ужаснейшие грехи, вымогательства, взяточничество и непомерные росты. Ваша жизнь изобилует кровавыми и вопиющими грехами: грабительством, обжорством, праздностью, содомским грехом. Вы хуже, гораздо хуже скотов!» (Иван Грозный)
Жили монастыри тогда на широкую ногу. Огромные земельные наделы, богатая казна, десятки тысяч крепостных, регулярно пополняемый запас продовольствия. У иноков дорвавшихся до дармовщинки, сносило крышу. В монастыри шли не за богом, а за сытой жизнью. Но и церковные служители не отставали.
«Сами священники едва ли степеннее черни; поведение их, от частого шатанья в пьяном виде на перекрестках улиц, является более предосудительным, чем поведение прочих людей, которых они должны наставлять на путь добродетели и благочестия». (Иоганн Корб «Дневник путешествия в Московское государство», 1698 г.)
Сейчас всё цивильно. Недавно коллега побывала на шикарной свадьбе дочери священника. Перед началом торжества помолились. А потом на стол выставили дорогие импортные напитки. Батюшка был очень весел, радушен, употреблял наравне со всеми. И даже раздал гостям нетронутые запасы элитного пития. Эх, а Иисусу приходилось над водой шаманить.
Спасибо за внимание!