Найти тему
Всем балет!

Какие бывают хореографы? Где учиться, нужно ли быть сначала артистом балета

Принято считать, что быть педагогом-хореографом может только тот, кто сам много лет выступал на сцене. Такой человек не только прошел профессиональное обучение, но также изучил сцену, зрителя, пережил множество нестандартных ситуаций на выступлениях. Это человек, который знает себя как артиста на сцене, понимает психологию танцовщиков и способен разделять работу и эмоции.
Конечно, бывают исключения, но в основном это соответствует действительности.

Хореографов можно условно разделить на две большие группы: преподавание в профессиональной сфере и преподавание в любительской сфере хореографии.

С первой группой более-менее понятно: сначала обучение в профессиональной балетной школе, затем работа в театре артистом балета, затем преподавание в балетной и любой другой школе или репетиторство в театре.

Существуют балетмейстерские факультеты в Консерватории Римского-Корсакова, Академии Русского балета, ГИТИСе.

Со второй группой педагогов сложнее. Хореографами любительского коллектива могут стать выпускники колледжей и институтов культуры. В зависимости от региона, традиций и истории, уровень преподавания там очень разный. Направление называется "Руководство хореографическим любительским коллективом". В зависимости от региона существуют профили в каждом заведении. Например, бальный танец, народный танец, современный - учебный план построен на углубленном изучении одного из этих направлений хореографии.

Одни учебные заведения выпускают сильных педагогов, которые пополняют ряды знаменитых ансамблей различных направлений танца. Такие хореографы сначала сами делают карьеру на сцене, а спустя годы приходят преподавать в школы искусств и дворцы культуры. Там они передают накопленный опыт, делают постановки танцевальных номеров, представляют свои коллективы на различных конкурсах.

Другая часть выпускников колледжей и институтов, к сожалению, выпускается с довольно низким уровнем хореографической подготовки, чаще всего это встречается в регионах. Некоторые причины:

  • Приём до полного заполнения вакантных мест (абитуриенты могут не обладать нужными данными, но все равно зачислят всех, кто подал документы)
  • Дают абитуриенту шанс попробовать в профессии. Но почти никогда не отчисляют за низкую успеваемость, чтобы не испортить показатели учебного заведения

Итог этому можно увидеть на различных хореографических конкурсах. Одни коллективы показывают себя на очень высоком для любительства уровне, другие - весьма печально. И причина тому - разный уровень подготовки педагогов, которые готовят эти коллективы.

Конечно, многое зависит и от студента. Но если изначально абитуриент видит, что приём идет на таких простых условиях, он понимает, что данное место не такое уж и ценное. И что скорее за него держится ВУЗ, чем он за свое место. Отсюда и прохладное отношение к учебе, а дальше и в целом к профессии.

Возможно, не очень логично сравнивать любительство и профессиональную балетную школу.

Но если взять хореографическое училище, то там с самого приема чувствуется конкуренция. И там созданы такие условия, что учиться плохо невозможно. Да и ученики в основном настроены на достижение цели - стать артистом балета. А тех, кто не слишком настроен, отчисляют - и дело с концом. Остается меньше учеников, а качество обучения профессии повышается. Вся закалка профессиональной балетной школы остается с выпускником и дальше, если он решит пойти в педагогику.

-2

Есть ли разница: в школу искусств придет преподавать выпускник Академии Вагановой или выпускник колледжа культуры? Конечно, все зависит от выпускника, но статус учебного заведения автоматически выдает кредит доверия молодому специалисту. Слухи, которые ходят о строгости системы Вагановки, в основном правдивы. Поэтому есть понимание: если человек прошел эту школу, значит, он способен на многое.

Можно предположить, что эти сферы никогда не пересекаются. Все конкурсы профессионалов навсегда отделены от любительства. Очень редкий случай, когда после занятий в любительском коллективе ребенку получается поступить в профессиональную балетную школу (иногда даже после гимнастики не поступают).

Тем не менее сравнение этих двух сфер хореографии идет постоянно, и это соседство не самое теплое.

Но это уже другая история, как и то, какими качествами личности должны обладать педагоги-хореографы. Об этом мы поговорим в следующий раз!

-3

🎭 Можно ли стать артистом балета во взрослом возрасте

🎭 Габриэла Комлева о своем педагоге в училище

🎭 Как поступить в Академию Вагановой из другой школы