Найти тему
Бесполезные ископаемые

Нелинейное сходство антиподов

По принципу "Союз-Аполлон" или копродукции мюзикла "Синяя птица", где Ава Гарднер соседствует с Олегом Поповым - неотъемлемая часть странных дней брежневской Разрядки. Странных, потому что совсем недавно такое соседство показалось симптомом нервного расстройства.

Никогда прежде СССР и Штаты не видели друг друга невооруженным глазом так отчетливо. Не подходили друг другу так близко, чтобы возобновить прерванную борьбу за мировое господство с прежним остервенением.

Незаметное ранее родство проявлялось в самых неожиданных местах и формах. В том числе и музыкальных. Причем эти абсурдные аналогии не имели ничего общего с подражанием кого-то кому-то. Поэтому охотники за плагиатом едва ли найдут что-либо полезное в этой заметке.

Речь идет об интонации, о подпевках фольклорного типа, о сугубо субъективных озарениях отдельного слушателя, которыми невозможно поделиться с массами без ущерба репутации.

Несмотря на приличное количество галлюцинаций этого типа, мы решили ограничиться тремя примерами, касающимися особо любимых нами исполнителей.

Скажем прямо - никаких устойчивых "канононв" или объективной ностальгии по шестидесятым в советском рок-сообществе не было.

Были только страх перед будущим, где тебе станет менее комфортно трясти старыми постерами, и боязнь новизны, для которой ты уже не так молод, чтобы обманывать себя и других, что тебе это в самом деле нравится.

Отсюда хронический дефицит здорового цинизма и пожизненное обожествление того, что впечатлило виниловых "кузьмичей" в ползунковом возрасте.

Характерная ситуация. Матерый раскатчик пластмассы в звании майора КГБ заказывает Sex Pistols, потому что о них трубят на Западе.

Получив Rock-n-roll Swindle, через неделю пытается всучить мне его за восемьдесят рублей. Месячное жалованье советского паразита.

Естественно я отказываюсь. Через две недели чекист-барыга умоляет забрать "этих уродов" за четвертак, потому что никто не хочет переписывать такое "фуфло" за бабки. И вообще - Запад сошел с ума, продвигая такую дрянь.

Я не противоречил, как Иван Бездомный сами знаете кому.

Совсем другой разговор! Я забираю "Пистолз" за копейки, чтобы перезасадить их за шестеру студентам с мозгами, промытыми мною заранее.

Но пятнадцать лет спустя все вдруг окажутся заядлыми панками с пеленок, причем, говоря паскудным языком современности, "олдскульными" и "трушными".

Верить байкам семидесятников контрпродуктивно не потому, что в них правды нет, а потому, что они в принципе все одинаковы, как причитания беженцев-попрошаек.

Лично мне тогда уже чертовски нравилось сравнивать несравнимое и связывать якобы несвязуемое в абсурдные, но интересные коммуникации, чтобы иметь, как пел Литтл Ричард, Function at The Junction.

Честно говоря, скорострельные речитативы Брайена Коннели в моем понимании равноценны монологу Кашепарова, который начинается словами "Адольфу придурковатому...".

А псевдо-авангардные маразмы позднего Немена - лучшая пародия на эксперименты его более западных коллег, потому что сыграны и спеты с несокрушимой серьезностью, которой так порой не хватает Бенни Хиллу.

С такою же крестьянской серьезностью ждали мы "американский диск" Песняров, в котором не оказалось ни крупицы искрометного мулявинского безумства.

Альбом получился блеклый. Химической реакции с Нью Кристи Минстрелс не произошло. Пластинка никак не могла служить доказательством триумфа нашей группы в США, поскольку основной аудиторией на её концертах была белорусская диаспора.

Немен изощрялся "больше жизни", вызывая тантрические судороги у любителей пятирублевой экзотитки - сам видел. "Песняры" в американской студии вели себя корректно и сдержанно, как советский разведчик на детекторе лжи.

Искрометное безумство мулявинского гения следовало искать не в кулуарах культурного обмена. Оно выныривает в самых неожиданных точках, подобно головке ихтиозавра в Азовском море.

И что это - факт или галлюцинация, не имеет никакого значения.

Три сдвоенных экспоната нашей экспозиции никак не претендуют на полноценный "трибьют".

Это всего лишь повод напомнить, что у подлинных шедевров общих черт, как правило, больше чем отличий - их объединяют оригинальность и совершенство.

"Вербу" и Ann, помимо фузза, сближает мелодийное сходство двух первых фраз, мгновенно окунающих слушателя в мистический транс.

Sparks приближают к Песнярам филигранные "бэки" чье фольклорное веселье контрастирует с наигранным пафосом вокалиста. Любопытно, что песняровская i'm Not на диске Introducing The Sparks соседствует с Over The Summer, сделанной в манере Бич Бойс.

И наконец - Have Been To Long, не вызывая прямых ассоциаций, близок Песнярам в плане вокально-инструментального перфекционизма. Отдельный момент - красивейшее соло, "мулявинское" по объему и колориту, сыгранное в этой пьесе, скорее всего, Тоддом Рандгреном. В работе над альбомом Along The Red Ledge, помимо Дэрила Холла и Джона Оутса, участвовали четверо, нет - пятеро великих гитаристов - Дик Вагнер, Харрисон, Фрипп, Рик Нилсен из Cheap Trick, и Toдд Рандгрен.

Все талантливые артисты в чем-то одинаковы, каждая бездарность безобразна по-своему.

Гениальность исключает соперничество и взаимные претензии.. В распоряжении гения вселенная и вечность.

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-2

ДАЛЕЕ:

* Белуши и другие

* Последние на мосту

* Виселица, стулья и гробы