Художник Даниэль Ричард завоевала гран-при выставки «Болдруш». Почему мы решили начать с упоминания этого факта? Потому что сама неподражаемая миссис Кэрол Марин, чья графика вот уже несколько лет подряд сводит с ума весь Новый Свет, сочла её пастельное полотно достойным первого приза. Выделив его среди 1300 прочих как самое интересное с точки зрения техники и подачи.
Творчество нашей героини высоко ценит директорат корпорации «Дюпон», правление Королевского банка Канады и управляющий совет всемирно известного периодического издания «Ридерз Дайджест». Вот уже много лет её работы украшают собою офисы и корпоративные коллекции этих компаний-миллиардеров.
И это весьма примечательно. Ведь именно такие «монстры» от мира большого бизнеса регулярно спонсируют крупнейшие и — соответственно — престижнейшие художественные выставки, проходящие на всех пяти обитаемых континентах планеты Земля. Таким образом продвигая своё видение прекрасного по всему белому свету.
О частных собраниях нечего и говорить. Сегодня наличие полотен госпожи Ричард на стенах какой-либо приватной американской или канадской арт-галереи по умолчанию считается признаком хорошего вкуса их владельца. Да и как может быть иначе? Почётный член Института изобразительных искусств и Международной гильдии художников-реалистов, гуру канадской пастельной живописи и ведущий мастер современного американского портрета — вот кем полагают Даниэль Ричард заокеанская публики и североамериканское экспертное сообщество, буквально не чающие в ней души. «Она вернула изобразительному искусству Америки вкус к романтичной живописи и вдохновила новое поколение художников не бояться темы красоты в своём творчестве» — пишут о ней эксперты.
Что же, всё это звучит крайне убедительно. Хочется не раздумывая присоединиться к общему хору восторженных поклонников её таланта и завершить статью на мажорной ноте.
Но!
Чем дольше мы знакомились с творчеством героини нашей сегодняшней статьи, тем сильнее нас, подобно персонажу старого кино, «терзали смутные сомнения». Постепенно, от произведения к произведению, от материала к материалу, они только ширились и крепли. Пока не сложились в чёткое понимание: феномен «канадской звезды» явно переоценён.
Всё началось с чтения интервью, где она признавалась, что посещение музеев Европы снизило её самооценку и подтолкнуло к дальнейшему самосовершенствованию. И действительно, нетрудно проследить, как под влиянием «итальянской» и «французской» рефлексии картины Ричард начинают приобретать «глубину». Причём мы имеем в виду не только перспективу её любимых тенисто-цветистых полей или речной волны, полнящейся игрой бликов, за счёт которых и создаётся ощущение объёма. Видно, как помимо проработки портретного сходства, естественности мимики и жеста, художница сообщает образам некую внутреннюю энергетику. Как старается адаптировать и внедрить элементы символизма и даже лёгкие намёки на импрессию. Как «заигрывает» со светом, стремясь к созданию иллюзии движения и взаимодействия объектов, анимируя композиции.
И раз за разом проигрывает. Парадигма тяжеловесной «американскости» превалирует над этими инициативами.
Да, время от времени чудесным прядям волос её героинь удаётся вспыхнуть и начать переливаться каким-то совершенно волшебным, но полностью правдоподобными золотистыми искрами. Порою прописанная филигранно подобранными мазками водная гладь увлекает взгляды и умы зрителей «вглубь» пространства и сюжета, творя магию большого искусства. И тогда мы готовы аплодировать госпоже Ричард стоя и присоединяться к восторгам её преданных поклонников.
Вот только все эти маленькие победы в битве за живость и выразительность — локальны и «не делают погоды». «Гордость Квебека» неспособна строить драматургию произведения вокруг более чем одного центрального героя (или иного элемента изображения) от слова «совсем». А когда случается так, что и «осевая» фигура, и фон, и антураж выдержаны в более-менее органично сочетающемся варианте, не «перетягивая» друг-у-друга внимание зрителя — они всё равно «разваливаются» на отдельные экзистенции. И никак не взаимодействуют. Они правильны, но холодны, как снежинки. Там нет ничего, кроме красивой геометрии.
Знаете, уважаемый читатель, на что более всего похожи эти работы? На кинофильм с дорогими спецэффектами, прекрасными актерами и добротным сценарием, который так и не стал шедевром. Вроде бы у режиссера есть в распоряжении все составляющие успеха, но культового произведения так и не вышло. Между артистами нет «химии», вся прелесть литературного первоисточника уничтожена неподходящим саундтреком и роскошными, но чужеродно выглядящими декорациями, а ЗD-эффекты вставлены просто потому, что «сейчас так модно». Всё это шикарно по-отдельности, но вот вместе.
Так откуда же, спросит нас уважаемый читатель, взялась неслыханная коммерческая и медийная успешность творчества живописца? Ответ на этот вопрос найти нетрудно, если учесть, как много в наше интересное время решают «лидеры мнений». Помните, с чего мы начинали данную статью? Верно, с восторженной оценки Кэрол Марин, присвоившей нашей героине Гран-при. Но знаете ли Вы, чем славна миссис Марин? Прежде всего — своим неофициальным девизом: «Писать по одной картине каждый день». Прямо-таки идеальный судья для конкурса пастельных пейзажей, не так ли?
Пожалуйста, поймите наши выводы правильно. Маэстро Ричард — замечательный и искренний творец. Просто те запросы и оценочные критерии, которые имеются у заокеанских экспертов и публики, здорово отличаются от наших. Они не лучше и не хуже. Они — иные.
Не даром «икона» русской портретной живописи XX века — Валентин Александрович Серов. А североамериканской — Грант Вуд.
🎯 Поставьте «палец вверх», подписывайтесь на канал. Приглашаем посетить наш сайт!