Найти тему

«Поцелуй» Климта: обнаженная плоть, безумие цветочных ковров и золото...

Оглавление

Нет, она не любит его. Она не хочет его. Но она будет с ним. Несмотря на то, что он старшее ее. Знакомая история, не так ли? Как часто мы встречаем в истории богатых и знаменитых неоднозначные ситуации любовных отношений. Люди, особенно юные девушки, готовы пойти на все, чтобы закрепиться на вершине жизни. Об этом и многом другом рассказывает картина Густава Климта «Поцелуй».

Картина Густава Климта «Поцелуй»
Картина Густава Климта «Поцелуй»

История создания

Климт написал сюжет в период упадка творческих сил и желаний. Он хотел творить, но его карьера явно была на излете. В самом начале 20-го века его живопись была подвергнута жесточайшей критике, а самого художника покрыли волной презрения. Его считали извращенцем, а картины явной порнографией. После критики Венского сецессиона в 1907 году художник засомневался в своем таланте. Тогда и родилась идея «Поцелуя», который был куплен еще до того, как картина была закончена.

Климт выставил незавершенную работу в 1908 году. Ее тут же купила Галерея Бельведер. Она заплатила рекордную для Австрии сумму – 25 тысяч крон. Сегодня картина является национальным достоянием Австрии. Она хранится в Венском музее искусств. Это единственная картина Густава Климта, которая ни разу не подверглась критике. Это шедевр раннего модернизма. Это история, которая рассказывает о человеческих желаниях и слабостях.

«Золотой период» Климта

Художник всегда отображает ту действительность, которую пережил и пропустил через себя. Его вдохновляли византийские золотые мозаики. Чтобы добиться сияния, он добавлял в масляные краски сусальное золото. При всем этом великолепии пара любовников прикрыта только покрывалом. Они замерли в позе прелюдии на цветочной поляне у края пропасти. Что их ждет дальше?

Фрагмент картины Густава Климта «Поцелуй»
Фрагмент картины Густава Климта «Поцелуй»

Девушка явно не желает продолжения. Это выражается в ее выражении лица. Она не смотрит на более взрослого партнера. Она стоит на коленях, упершись носками в землю, пытаясь отстраниться от поцелуя. Но, оттолкнув партнера, она наверняка сорвется в пропасть. Обратно к бедности, бесславию, нужде. Такое подчинение всегда было в человеческом обществе. Юные бессребреницы считали за счастье попасть под золотое покрывало судьбы, которое мог им предоставить взрослых состоятельный мужчина.

Фрагмент картины Густава Климта «Поцелуй»
Фрагмент картины Густава Климта «Поцелуй»

Само появление мужского образа на картине не свойственно художественной поэтике Климта. Он никогда не писал мужчин. У исследователей его творчества даже возникло подозрение, что не свой ли автопортрет нарисовал художник. Цветы и золото – главные элементы фирменного стиля живописца. В «Поцелуе» он умело смешал все стили, которыми в совершенстве владел, а также передал неповторимое ощущение одиночества двух человек.

Фрагмент картины Густава Климта «Поцелуй»
Фрагмент картины Густава Климта «Поцелуй»

Они вместе. И в то же время они абсолютно разные. В их глазах нет любви. В их позах есть только влечение. Они получили то, что хотели. Они на вершине жизни со всеми ее благами. Но счастливы ли они?

Картина никого не оставляет равнодушным. Австрия гордится этим шедевром и даже выпустила монету в 100 Евро с изображением «Поцелуя» с одной стороны и портретом Густава Климта с другой стороны.