Король, королевич, сапожник, портной... Всем хочется иметь свою музыкальную банду. Кто-то собирается с друзьями поиграть в гараже, а Фридрих Великий делал это в роскошных залах своего дворца. И «друзья» его знали чуть больше трёх аккордов, да и сам король старался им не уступать. Но разве это меняет суть?
В середине 18-го века двор Фридриха Великого был одним из центров немецкой музыкальной жизни. «Старый Фриц» собрал вокруг себя очень крутых музыкантов и композиторов, среди которых оказались: чешский скрипач-виртуоз Франтишек Бенда и его брат Ийржи Антонин Бенда, клавесинист Кристоф Шаффрат, композиторы Карл Генрих Граун и Карл Фридрих Фаш, лютнист Эрнст Готлиб Барон.
Король-флейтист
Особенным расположением короля пользовался Иоганн Иоахим Кванц. Фридрих очень недурно играл на флейте, а Кванц был его наставником. Друзья-флейтисты уделяли своему инструменту столько внимания, что творческий процесс во дворце Сан-Суси оказался законсервирован. Кванц написал целых 296 концертов для флейты, желая угодить своему ученику.
Да и сам монарх старался не отставать от своего учителя — он сочинил для своего любимого инструмента 121 сонату (лишь несколько из них достойны внимания) и 4 концерта.
Бах и Бах
В 1747-м году в Потсдаме побывал Иоганн Себастьян Бах — кумир Фридриха Великого. Композитор был так любезен, что написал «Музыкальное приношение» (BWV 1079) — цикл пьес, в основу которого легла тема, предложенная королём. Но едва ли старый Бах приезжал в Потсдам ради этого. Вероятно, он просто хотел встретиться с сыном.
Карл Филипп Эммануил Бах, получивший при жизни большее признание, чем отец, служил при дворе «Старого Фрица». В отличие от своих коллег, он не ограничивал себя написанием концертов и сонат для флейты. Но несколько шедевров для своего покровителя всё же создал. Среди них Соната для флейты соло ля минор, ставшая одним из основных произведений флейтового репертуара (как и Партита Иоганна Себастьяна Баха, написанная в той же тональности) и ре-минорный концерт.
Несмотря на некоторую зацикленность на себе и своём инструменте, Фридрих Великий внёс значительный вклад в музыкальную историю. В 1742-м году он учредил в Берлине Королевскую оперу, а некоторые произведения, звучавшие в его дворцах, стали настоящими жемчужинами классической музыки. Чтобы убедиться в этом, послушайте III часть концерта ре минор в исполнении Андраша Адорьяна — датского флейтиста венгерского происхождения:
Понравилась статья? Жмите «палец вверх» и подписывайтесь на канал «Призрачная редакция». Успехов!