Найти тему
Histori Maniak

Англичане в Столетней войне и бургундские герцоги.

Бургундские герцоги привлекли англичан в качестве союзников для усиления собственного влияния на королевскую власть, благо, понятий "нация" и "патриотизм" еще не было изобретено, а существующее феодальное право трактовало их действия как допустимые. Это была сложная интрига, участники которой приходились друг другу родственниками и непримиримыми конкурентами одновременно.

Столетняя война - цикл военных конфликтов (1337-1453) между французскими королями династии Валуа и английскими королями сначала династии Плантагенетов, а затем Ланкастеров-Йорков. Принципиально, что речь идет именно о войне династий, а не о франко-английской войне, как это принято в научно-популярной литературе.

Столетняя война началась после смерти последнего Капетинга (династия, образовавшаяся в X веке) Карла IV Красивого. По решению французских Генеральных штатов (сословное собрание) престол наследовал двоюродный брат умершего короля Филипп VI Валуа. Другим претендентом был племянник Карла IV (по матери) Эдуард III Английский. Позиция Эдуарда с точки зрения английского права была сильнее, так как его мать была дочерью правящего короля, тогда как Филипп Валуа стоял от трона через поколение. Однако его отец Карл Валуа был регентом и по сути управлял Францией. Более того, Генеральные штаты за 20 лет до начала войны приняли т.н. Саллический закон, который убирал женщин из очереди на наследие. Английские короли этот закон не признавали, поэтому длительное время считали себя несправедливо обойденными в очереди на престол.

Стоит также добавить, что ситуация, когда король одной страны наследовал престол другой страны в Средние века считалась нормальной. Вестфальская система (1648) упразднила этот принцип, но в XIV-XV веках один суверен вполне мог сидеть на двух-трех и более тронах. Подчас это порождало сложные ситуации, когда вассал благодаря наследству становился равным своему суверену или даже превосходил его по статусу.

Внутри Столетней в первой половине XV века войны шла другая война - между претендентами на французский престол из династии Валуа.

В 1361 году, когда угас род Бургундских Капетингов, король Жан I Добрый из династии Валуа передал герцогство в апанаж (кормление) своему младшему сыну Филиппу, прозванному Смелым. Образовалась династия Бургундских Валуа. Бургундские герцоги были весьма энергичными правителями, а Бургундия (вкупе с Бургундскими Нидерландами) - богатейшим регионом средневековой Франции. Эти обстоятельства толкали потомков Филиппа к активному участию в политических делах. Другие сыновья Жана I Доброго создали региональные ветви Валуа - Орлеанский дом, Беррийский дом, Дом Анжу. Людовик, внук Жана, создал Орлеанский дом, который впоследствии стал правящим.

Во время правления Карла VI Безумного, внука Жана I, неспособного управлять, между Жаном Бургундским и Людовиком Орлеанским (дядей и племянником) случился конфликт. В 1407 году сторонники Жана убили Людовика. А в 1419 году сторонники орлеанской партии зарезали самого бургундского герцога Жана Бесстрашного. Эти события привели к созданию двух враждующих коалиций - бургиньонов и арманьяков. Хотя еще в 1415 году все и те и другие совместно сражались с англичанами в битве при Азенкуре.

Поскольку арманьяки истово поддерживали дофина (наследного принца) Карла, бургиньоны в пику выступили за признания прав Плантагенетов (точнее их младшей ветви - Ланкастеров).

Ходили упорные слухи, что дофин Карл (будущий король Карл VII) является бастардом Людовика Ореланского. После занатия им трона позиция Орлеанских герцогов должна была усилиться, чего бургундские правители не желали допускать.

В 1417 году бургиньоны осадили и захватили Париж.

В 1420 году Карл VI Валуа подписал подготовленный бургиньонами договор (т.н. "договор в Труа"), по которому признавал своим наследником английского короля Генриха V.

В 1429 году при содействии Жанны д'Арк все-таки состоялась коронация Карла VII. Новый король постепенно укреплял власть, тогда как популярность и политический вес бургиньонов ослабевали.

В 1435 году Карл VII примирился с бургундским герцогом Филиппом III Добрым, который признал его своим сувереном и законным королем Франции. Таким образом, "дружба" бургундцев с англичанами длилась всего 15 лет и была вызвана определенными политическими обстоятельствами.