В 16-19 веках в Средиземном море происходила отвратительная торговля людьми.
Здравствуйте друзья!
Нам всем знакомы романы Анн и Сержа Голон (кстати, авторы выходцы из России). А, кто не читал романы, наверняка видел фильмы о приключениях златокудрой красавицы Анжелики режиссера и актера Робера Оссейна (он тоже наш земляк). В них среди множества приключений Анжелики, описывается, как она попадает в плен к пиратам, которые затем продают ее на невольничьем рынке.
Могло ли такое быть на самом деле? Да, могло.
Действительно, наряду с африканской работорговлей, в 16-19 веках, в Средиземном море происходила еще одна столь же отвратительная торговля людьми. Считается, что до 1,25 миллионов европейцев были порабощены берберскими корсарами, и их жизнь была столь же жалкой, как и у африканских рабов. Эти несчастные стали известны как белые рабы Берберии.
Рабство – одна из древнейших профессий, известных человеку. Первые записи о работорговле можно найти в записях «Кодекса Хаммурапи» в Вавилоне (около 18 века до н.э.). Люди практически всех основных культур, цивилизаций и религиозных верований делали рабами свои собственные народы и порабощали другие народы.
Однако сравнительно мало внимания уделялось успешной работорговле, которая велась пиратами или корсарами вдоль берберского побережья (как его тогда называли европейцы) на территории современного Марокко, Алжира, Туниса и Ливии.
Это началось примерно в 1600 году нашей эры.
Как мы помним, Анжелика, в поисках мужа оказавшись на борту пиратского корабля «Гермес», попала в Кандию:
«От древнего Крита, где когда-то обитал Минотавр и находился страшный лабиринт, потомкам осталась Кандия – ненасытный, с взрывной силой разрастающийся город, современный лабиринт, где гибли или исчезали, смешиваясь друг с другом, народности всех рас, ибо, располагаясь на равном удалении от побережий Азии, Африки и Европы, он превратился в завязавшийся между ними гордиев узел».
Любой, кто путешествовал в то время по Средиземному морю, мог столкнуться с реальной угрозой - быть захваченным корсарами и увезенным в города берберского побережья, а затем проданным в рабство.
Если бы корабль «Гермес» плыл другим курсом, Анжелика могла вначале оказаться именно там, впрочем, и нахождение в Кандии ее от рабства не спасло, а в Алжир она все-таки попала (гарем султана Османа Ферраджи).
Не довольствуясь нападениями на корабли, корсары совершали набеги и на прибрежные поселения в Италии, Франции, Испании, Португалии, Англии, Ирландии. Добирались они даже и до самых далеких мест – Нидерландов и Исландии.
Они высаживались на неохраняемые пляжи, и в темноте подкрадывались к деревням, чтобы захватить пленников. Почти все жители деревни Балтимор, что в Ирландии, были взяты в плен 20 июня 1631 года (в результате набега 200 корсаров, вооруженных мушкетами, железными палками и горящими факелами, было захвачено 20 мужчин, 33 женщины и 54 ребенка).
В результате такой реальной угрозы, многочисленные прибрежные города в Средиземном море были почти полностью оставлены жителями вплоть до 19-го века.
Берберские корсары
В 13-14 веках на морях господствовали в основном христианские пираты, главным образом из Каталонии и Сицилии. Они создавали постоянную угрозу на море для купцов и путешественников. С расширением Османской империи в 15-ом веке, угрозу христианскому миру уже стали представлять берберские корсары, исповедовавшие ислам.
Около 1600 года н.э. именно европейские пираты принесли на побережье Берберии передовые парусные и судостроительные технологии, что позволило берберским корсарам расширить свою деятельность в Средиземном море и в Атлантическом океане. Рейды берберских корсаров достигли пика в начале середины 17-го века.
Чаще всего берберская работорговля описывается как торговля мусульман христианами, но это не совсем правильно. Во-первых, корсары были не только мусульманами, там был «сброд» из всех рас и национальностей. Во-вторых, бандитам было все равно, какой расы или вероисповедания их пленники.
Рабы в Берберии могли быть черными, коричневыми или белыми. Католиками, протестантами, православными, иудеями или мусульманами. Не отставали от них и английские каперы, и голландские капитаны, которые в эту переменчивую эпоху использовали любую возможность заработать.
Да, это было время, когда друзья могли стать врагами, а враги – друзьями одним росчерком пера.
Историк Роберт Дэвис, автор книги «Христианские рабы, мусульманские хозяева: Белое рабство в Средиземноморье, на берберском побережье и в Италии» сказал, что «одна из вещей, которые как общественность, так и многие ученые склонны считать как данность, заключается в том, что рабство всегда было расовым по своей природе. Но это неправда».
В своих комментариях, которые могут вызвать споры, Дэвис утверждает, что белое рабство было сведено к минимуму или проигнорировано общественностью, потому что «ученые предпочитали относиться к европейцам как к злым колонизаторам, а не как к жертвам».
Как жили берберские рабы
Рабов, захваченных берберскими пиратами, ждало мрачное будущее. Многие погибали на кораблях во время долгого путешествия из-за болезней или отсутствия пищи и воды. Тех, кто выжил, выводили на невольничий рынок, где они стояли часами, пока покупатели осматривали их, прежде чем купить.
Самых красивых женщин выставляли на аукцион и продавали в гаремы. И, если раньше султаны держали в гаремах только своих соотечественниц, позднее, с развитием белой работорговли, в гаремах появились и светлокожие наложницы из разных стран. Вспомним хотя бы Роксолану, прекрасную Хюррем, которая была родом аз с Западной Украины.
Но, если Хюррем повезло, и она даже стала единственной и горячо любимой женой султана, то другим женщинам повезло гораздо меньше. Они просто попадали в сексуальное рабство, а если попадали в гаремы, жизнь их была не лучше. В гаремах могло быть 1000 и более наложниц, а сам султан многих из них и в глаза никогда не видел. Они проводили свою жизнь в таком же рабстве, будучи бесправными, и умирали или погибали в безвестности.
Но, вернемся к нашей Анжелике. Она, по воле пирата д”Экренвилля, оказалась в карцере, где находились и другие женщины («армянка с Кавказа и девушка из Московии», которые оказались в Кандии «после долгого и мучительного пребывания в сирийском городе Бейруте». Их готовили к продаже на аукционе.
Анжелику, несмотря на все ее сопротивление, тоже выставили на продажу:
«Молчание затягивалось. Внезапно Анжелика ощутила на своих плечах проворные пальцы молодого евнуха – он сноровисто разматывал кусок материи, прикрывающий ее грудь. Теперь она была обнажена до пояса, и янтарное пламя свечей озарило ее побледневшее тело. Невыразимая мука покрыла ее кожу мельчайшими капельками пота, придав ей переливчатое мерцание перламутра».
В дальнейшем, как вы помните, ее выкупил Рескатор, но опять похитили пираты и, в конце концов, она все-таки оказалась в гареме.
А остальные рабы? Что происходило с ними?
Вот, что написали об этом авторы книги «Неукротимая Анжелика» Анн и Серж Голон:
«Старый викинг (имеется в виду пират – датчанин Эрик Янсен) с разлетающейся на ветру белокурой бородой под красным мусульманским тюрбаном, рвал и метал, наблюдая за распродажей другой части своего товара – рабов, «подпорченных» за время ужасной ночи, проведенной ими в трюме полузатонувшего корабля. Раненых мужчин, полумертвых от страха женщин и детей – всех он сбывал по дешевке прямо с пристани, оставляя у себя только самые интересные трофеи своих последних набегов».
После покупки, рабов заставляли работать. Мужчин обычно назначали на тяжелый физический труд, а женщин использовали для домашней работы или в сексуальном рабстве (о чем я уже говорила).
Однако гораздо страшнее для раба-варвара были галеры. Рабы-гребцы сковывались вместе и приковывались к скамье, с которой уже никогда не вставали. Сон, еда, дефикация и мочеиспускание происходили тут же. Надсмотрщики хлестали их кнутами по голым спинам за малейшее неповиновение.
Конец берберских корсаров
Корсарская активность начала уменьшаться во второй половине 17-го века, когда более мощные европейские флоты начали противостоять пиратам. Однако, только в первые годы 19-го века и Америка (США) и некоторые европейские страны начали более ожесточенную борьбу с пиратством. Так, французами, американцами и испанцами пресекались действия берберских пиратов в районе Алжира. В конце концов, после англо-голландского рейда в 1816 году на Алжир, корсары были вынуждены согласиться на условия, которые включали в себя прекращение порабощения христиан (хотя торговать черными рабами не запрещалось).
Отдельные инциденты продолжались вплоть до очередного британского рейда на Алжир в 1824 году, и французского вторжения в Алжир в 1830 году, которое закончилось его колонизацией. Тунис также был захвачен Францией в 1881 году. Триполи вернулся к непосредственному Османскому контролю в 1835 году, прежде чем окончательно попасть в руки итальянцев в итало-турецкой войне 1911 года.
Неукротимой Анжелике удалось убежать из гарема, и для нее все закончилось встречей с любимым мужем.
А работорговля окончательно прекратилась на берберском побережье только тогда, когда европейские правительства приняли законы, предоставляющие свободу рабам.
Фото: Общественное достояние.
Кадры из фильма «Анжелика и Султан»
Источник:https://ancient-origins.net/ancient-places-africa/white-slaves-barbary-002171
Цитаты из книги Анн и Серж Голон «Неукротимая Анжелика» М:. Издательство «АСТ» 1993.