Найти тему
Пески времени...

Могла ли легендарная Анжелика стать белой рабыней в Берберии?

В 16-19 веках в Средиземном море происходила отвратительная торговля людьми.

Мишель Мерсье в роли Анжелики из фильма "Анжелика и Султан"
Мишель Мерсье в роли Анжелики из фильма "Анжелика и Султан"

Здравствуйте друзья!

Нам всем знакомы романы Анн и Сержа Голон (кстати, авторы выходцы из России). А, кто не читал романы, наверняка видел фильмы о приключениях златокудрой красавицы Анжелики режиссера и актера Робера Оссейна (он тоже наш земляк). В них среди множества приключений Анжелики, описывается, как она попадает в плен к пиратам, которые затем продают ее на невольничьем рынке.

Могло ли такое быть на самом деле? Да, могло.

Действительно, наряду с африканской работорговлей, в 16-19 веках, в Средиземном море происходила еще одна столь же отвратительная торговля людьми. Считается, что до 1,25 миллионов европейцев были порабощены берберскими корсарами, и их жизнь была столь же жалкой, как и у африканских рабов. Эти несчастные стали известны как белые рабы Берберии.

Раб, пойманный берберскими пиратами. Общественное достояние
Раб, пойманный берберскими пиратами. Общественное достояние

Рабство – одна из древнейших профессий, известных человеку. Первые записи о работорговле можно найти в записях «Кодекса Хаммурапи» в Вавилоне (около 18 века до н.э.). Люди практически всех основных культур, цивилизаций и религиозных верований делали рабами свои собственные народы и порабощали другие народы.

Однако сравнительно мало внимания уделялось успешной работорговле, которая велась пиратами или корсарами вдоль берберского побережья (как его тогда называли европейцы) на территории современного Марокко, Алжира, Туниса и Ливии.

Это началось примерно в 1600 году нашей эры.

Как мы помним, Анжелика, в поисках мужа оказавшись на борту пиратского корабля «Гермес», попала в Кандию:

«От древнего Крита, где когда-то обитал Минотавр и находился страшный лабиринт, потомкам осталась Кандия – ненасытный, с взрывной силой разрастающийся город, современный лабиринт, где гибли или исчезали, смешиваясь друг с другом, народности всех рас, ибо, располагаясь на равном удалении от побережий Азии, Африки и Европы, он превратился в завязавшийся между ними гордиев узел».

Любой, кто путешествовал в то время по Средиземному морю, мог столкнуться с реальной угрозой - быть захваченным корсарами и увезенным в города берберского побережья, а затем проданным в рабство.

Если бы корабль «Гермес» плыл другим курсом, Анжелика могла вначале оказаться именно там, впрочем, и нахождение в Кандии ее от рабства не спасло, а в Алжир она все-таки попала (гарем султана Османа Ферраджи).

Не довольствуясь нападениями на корабли, корсары совершали набеги и на прибрежные поселения в Италии, Франции, Испании, Португалии, Англии, Ирландии. Добирались они даже и до самых далеких мест – Нидерландов и Исландии.

Они высаживались на неохраняемые пляжи, и в темноте подкрадывались к деревням, чтобы захватить пленников. Почти все жители деревни Балтимор, что в Ирландии, были взяты в плен 20 июня 1631 года (в результате набега 200 корсаров, вооруженных мушкетами, железными палками и горящими факелами, было захвачено 20 мужчин, 33 женщины и 54 ребенка).

Захваченные жертвы прибывают на побережье Берберии, чтобы быть проданными в рабство. Общет\ственное достояние.
Захваченные жертвы прибывают на побережье Берберии, чтобы быть проданными в рабство. Общет\ственное достояние.

В результате такой реальной угрозы, многочисленные прибрежные города в Средиземном море были почти полностью оставлены жителями вплоть до 19-го века.

Берберские корсары

В 13-14 веках на морях господствовали в основном христианские пираты, главным образом из Каталонии и Сицилии. Они создавали постоянную угрозу на море для купцов и путешественников. С расширением Османской империи в 15-ом веке, угрозу христианскому миру уже стали представлять берберские корсары, исповедовавшие ислам.

Около 1600 года н.э. именно европейские пираты принесли на побережье Берберии передовые парусные и судостроительные технологии, что позволило берберским корсарам расширить свою деятельность в Средиземном море и в Атлантическом океане. Рейды берберских корсаров достигли пика в начале середины 17-го века.

Чаще всего берберская работорговля описывается как торговля мусульман христианами, но это не совсем правильно. Во-первых, корсары были не только мусульманами, там был «сброд» из всех рас и национальностей. Во-вторых, бандитам было все равно, какой расы или вероисповедания их пленники.

Рабы в Берберии могли быть черными, коричневыми или белыми. Католиками, протестантами, православными, иудеями или мусульманами. Не отставали от них и английские каперы, и голландские капитаны, которые в эту переменчивую эпоху использовали любую возможность заработать.

Варварская работорговля обычно изображается так:  мусульмане захватывают белых рабов. Но это не совсем так. Общественное достояние.
Варварская работорговля обычно изображается так: мусульмане захватывают белых рабов. Но это не совсем так. Общественное достояние.

Да, это было время, когда друзья могли стать врагами, а враги – друзьями одним росчерком пера.

Историк Роберт Дэвис, автор книги «Христианские рабы, мусульманские хозяева: Белое рабство в Средиземноморье, на берберском побережье и в Италии» сказал, что «одна из вещей, которые как общественность, так и многие ученые склонны считать как данность, заключается в том, что рабство всегда было расовым по своей природе. Но это неправда».

В своих комментариях, которые могут вызвать споры, Дэвис утверждает, что белое рабство было сведено к минимуму или проигнорировано общественностью, потому что «ученые предпочитали относиться к европейцам как к злым колонизаторам, а не как к жертвам».

Как жили берберские рабы

Рабов, захваченных берберскими пиратами, ждало мрачное будущее. Многие погибали на кораблях во время долгого путешествия из-за болезней или отсутствия пищи и воды. Тех, кто выжил, выводили на невольничий рынок, где они стояли часами, пока покупатели осматривали их, прежде чем купить.

Самых красивых женщин выставляли на аукцион и продавали в гаремы. И, если раньше султаны держали в гаремах только своих соотечественниц, позднее, с развитием белой работорговли, в гаремах появились и светлокожие наложницы из разных стран. Вспомним хотя бы Роксолану, прекрасную Хюррем, которая была родом аз с Западной Украины.

Анжелика в гареме с Великим евнухом - Осман-беем. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"
Анжелика в гареме с Великим евнухом - Осман-беем. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"

Но, если Хюррем повезло, и она даже стала единственной и горячо любимой женой султана, то другим женщинам повезло гораздо меньше. Они просто попадали в сексуальное рабство, а если попадали в гаремы, жизнь их была не лучше. В гаремах могло быть 1000 и более наложниц, а сам султан многих из них и в глаза никогда не видел. Они проводили свою жизнь в таком же рабстве, будучи бесправными, и умирали или погибали в безвестности.

Наказание плетьми. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"
Наказание плетьми. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"

Но, вернемся к нашей Анжелике. Она, по воле пирата д”Экренвилля, оказалась в карцере, где находились и другие женщины («армянка с Кавказа и девушка из Московии», которые оказались в Кандии «после долгого и мучительного пребывания в сирийском городе Бейруте». Их готовили к продаже на аукционе.

Анжелику, несмотря на все ее сопротивление, тоже выставили на продажу:

«Молчание затягивалось. Внезапно Анжелика ощутила на своих плечах проворные пальцы молодого евнуха – он сноровисто разматывал кусок материи, прикрывающий ее грудь. Теперь она была обнажена до пояса, и янтарное пламя свечей озарило ее побледневшее тело. Невыразимая мука покрыла ее кожу мельчайшими капельками пота, придав ей переливчатое мерцание перламутра».

Анжелику продают с торгов на аукционе. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"
Анжелику продают с торгов на аукционе. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"

В дальнейшем, как вы помните, ее выкупил Рескатор, но опять похитили пираты и, в конце концов, она все-таки оказалась в гареме.

А остальные рабы? Что происходило с ними?

Вот, что написали об этом авторы книги «Неукротимая Анжелика» Анн и Серж Голон:

«Старый викинг (имеется в виду пират – датчанин Эрик Янсен) с разлетающейся на ветру белокурой бородой под красным мусульманским тюрбаном, рвал и метал, наблюдая за распродажей другой части своего товара – рабов, «подпорченных» за время ужасной ночи, проведенной ими в трюме полузатонувшего корабля. Раненых мужчин, полумертвых от страха женщин и детей – всех он сбывал по дешевке прямо с пристани, оставляя у себя только самые интересные трофеи своих последних набегов».

После покупки, рабов заставляли работать. Мужчин обычно назначали на тяжелый физический труд, а женщин использовали для домашней работы или в сексуальном рабстве (о чем я уже говорила).

Однако гораздо страшнее для раба-варвара были галеры. Рабы-гребцы сковывались вместе и приковывались к скамье, с которой уже никогда не вставали. Сон, еда, дефикация и мочеиспускание происходили тут же. Надсмотрщики хлестали их кнутами по голым спинам за малейшее неповиновение.

Рабы  берберийских корсаров на галерах. Общественное достояние.
Рабы берберийских корсаров на галерах. Общественное достояние.

Конец берберских корсаров

Корсарская активность начала уменьшаться во второй половине 17-го века, когда более мощные европейские флоты начали противостоять пиратам. Однако, только в первые годы 19-го века и Америка (США) и некоторые европейские страны начали более ожесточенную борьбу с пиратством. Так, французами, американцами и испанцами пресекались действия берберских пиратов в районе Алжира. В конце концов, после англо-голландского рейда в 1816 году на Алжир, корсары были вынуждены согласиться на условия, которые включали в себя прекращение порабощения христиан (хотя торговать черными рабами не запрещалось).

Морской бой с берберскими корсарами, около 1681 года. Общественное достояние
Морской бой с берберскими корсарами, около 1681 года. Общественное достояние

Отдельные инциденты продолжались вплоть до очередного британского рейда на Алжир в 1824 году, и французского вторжения в Алжир в 1830 году, которое закончилось его колонизацией. Тунис также был захвачен Францией в 1881 году. Триполи вернулся к непосредственному Османскому контролю в 1835 году, прежде чем окончательно попасть в руки итальянцев в итало-турецкой войне 1911 года.

Неукротимой Анжелике удалось убежать из гарема, и для нее все закончилось встречей с любимым мужем.

Побег из гарема. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"
Побег из гарема. Кадр из фильма "Анжелика и Султан"

А работорговля окончательно прекратилась на берберском побережье только тогда, когда европейские правительства приняли законы, предоставляющие свободу рабам.

Фото: Общественное достояние.

Кадры из фильма «Анжелика и Султан»

Источник:https://ancient-origins.net/ancient-places-africa/white-slaves-barbary-002171

Цитаты из книги Анн и Серж Голон «Неукротимая Анжелика» М:. Издательство «АСТ» 1993.