Найти тему
Дама без собачки

Чтение не для галочки: Маргарет Этвуд, "Рассказ служанки"

Спойлер: все не так, как в сериале. Все гораздо глубже, сильнее, проще и сложнее одновременно.

Что нам известно о утопиях и антиутопиях? В них показывается наш мир в весьма сомнительных перспективах. У всех на слуху, конечно, "1984" Джорджа Оруэлла и "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли. А как вам роман, где сначала ты скептически хмыкаешь с мыслью "такого точно быть не может, потому что это абсурд", а потом начинаешь жить в этом абсурде, уже не сомневаясь ни в авторе, ни в самом тексте?

Обложка к переизданию книги. Иллюстраторы Анна и Елена Бальбюссо
Обложка к переизданию книги. Иллюстраторы Анна и Елена Бальбюссо

Мысль о невозможности происходящего, пожалуй, лидирует, когда читаешь "Рассказ служанки" (Маргарет Этвуд, 1985). Потому что кажется совсем нереальным то, что в нашу эпоху тотального просвещения и образованности вдруг именно радикальный подход к религии, а лучше сказать, к Книге станет основой нового государства и государственности. Заменит собой души и сердца людей, заставит верить в правильность существующего. Патовая ситуация: ненормальность становится нормой.

Именно поэтому Маргарет Этвуд настаивает на том, чтобы ее роман относили не к жанру научной фантастики, а к так называемому жанру Speculative fiction - умозрительной фантастике. Практически это та же научная фантастика, но все события происходят в нашем мире с уже существующими в нем вещами и явлениями.

Те  же иллюстраторы для одной из "запретных" сцен романа: игра в слова
Те же иллюстраторы для одной из "запретных" сцен романа: игра в слова

В центре романа - Джун, намеренно типизированный образ, низведенный до обобщения "как все". У нее, как у каждого из нас, бурная молодость, история любви, мелкие грехи на совести, любимый ребенок и работа. И все это отнимается по частям, остаются целыми только воспоминания, но и они иногда начинают вызывать сомнения: а было ли это на самом деле? Потому что новое государство Гилеад (в другой огласовке Галаад) не допускает существования личности, свободной хотя бы перед своей совестью.

И снова сестры Бальбюссо.
И снова сестры Бальбюссо.

Роман составлен из ночных и дневных глав. Ночью время и пространство принадлежит Джун и заполняется ее воспоминаниями, размышлениями и переживаниями. Из дневных глав мы узнаем о том, чем вообще живет Республика Гилеад. Это как собирать постепенно пазл: начинать с углов и рамок картины и двигаться в центр, чтобы наконец увидеть ее целиком. Сказать, что роман о равноправии, об угнетении женщин, значит свести его к публицистике. Именно типизация образа главной героини в самом начале и почти клонирование его в многочисленных служанках, одетых в красное, позволяет нам обнаружить гораздо более важные и насущные темы. Здесь и тема человеческой свободы и возможности выбора, сопротивления и несломленности духа, жизнестойкости и борьбы. Маргарет Этвуд буквально исследует пределы человечности в самом человеке.

А это уже кадр из экранизации 2017 года - одноименный сериал с Элизабет Мосс в главной роли.
А это уже кадр из экранизации 2017 года - одноименный сериал с Элизабет Мосс в главной роли.

Гилеад создан людьми ради идеи, а идея поддерживает его существование. Мир, в котором у женщины нет права на себя, а дети - почти государственная собственность. Русскому читателю это все знакомо по роману Евгения Замятина "Мы". Мир, где даже сильные мира сего должны подчиняться, а слабые выживать любыми путями. Иначе - стена. Иначе - колонии. Иначе тебя уничтожат. Поэтому служанки улыбаются японским туристам: они счастливы.

Законы фантастики иногда подводят сам жанр: если это вымышленный мир, не всегда значит, что это случится/случается с нами. Поэтому стоит помнить, что об этом говорила сама Этвуд: "Мы хотим мудрости. Мы хотим надежды. Мы хотим быть хорошими. Поэтому мы иногда рассказываем себе предупреждающие истории, которые касаются темной стороны некоторых других наших желаний".

-5

Впереди на канале больше обзоров на книги и фильмы, историй и наблюдений. Подписывайтесь для нашего интересного будущего, комментируйте для интересных тем!

Другие обзоры:

Кеннет Грэм, "Ветер в ивах"

Фредрик Бакман "Вторая жизнь Уве"