П Р О Д О Л Ж Е Н И Е
Сел в самолет и полетел…
А пока летел в февральском небе, вспоминал свою подготовку к встрече с рыбалкой на берегах Тихого Океана.
Подготовка
Материальная часть этого дела состояла в покупке подарков зятю (теперь уже бывшему) и его бате – деду. Обратился к знакомому владельцу магазина снастей: «Еду, мол, на ДВ, надо рыбакам подарить удочки зимние (не Китай!), но не везти, же обратно, на задворки Поднебесной, их поделки?» Порешили, что нужны финские удочки (сразу вспомнилась дурацкая фраза советских времен – на финско-китайской границе все спокойно), ну да ладно – взял финские, за какую-то космическую, по моим понятиям, цену…
Еще вспоминал многочисленные фото ДВ рыбалок, полученные от родни…
И, какой-то червячок сомнения начал шевелиться – а где морская рыба? Морская рыбалка? Неужели за пару приездов к нам в Сибирь в 80-е (разумеется, с рыбалкой на Енисее) зять Саша забросил море, Ханку (это огромное озеро!)?
Вспомнились и его фото с микро хариусами и мини ленками, и он сам, на фоне цветущего багульника снимает с себя горстями таежных клещей и гордо, через пространства, намекает сибирякам – мы тоже могем!
Есть от чего впасть в уныние…
По прилету я быстро сделал свои дела, нанес визиты родне (жаль дядька-капитан был в рейсе) и стал канючить зятя и деда о поездке на море.
Смотрины
Наконец пришла пятница (а выезд назначили в субботу) и я, взяв удочки-подарки, и еще кое-что отправился к деду и зятю на военный совет. Когда народ слегка размяк и был готов к раздаче слонов – тут я их и вывалил…
Вид у моих приморских хохлов был такой, будто я положил на столик с закусками не нано-произведения 21 века от братского финского народа, за полтыщи рэ каждое, а два рулона туалетной бумаги…
Про мой вид лучше помолчим. Горе пришло в мой аул.
«Ты че нам привез? Я же просил побольше мух на хариуса и ленка…» - завращал выпученными глазами зять Сашка и начал страшно шевелить усами. Мне пришлось немедленно бросить на стол пакетик с мушками…
Хариусовый наркоман замурлыкал и утих. И даже налил всем.
А дед (не зря командовал отрядом сейнеров в 70-е – педагог!), кряхтя, открыл кладовку и вывалил на пол самосшитый чехол полный зимних удочек. Пахнуло эпохой развитого социализма. Бог мой! У них ничего не изменилось за 17 лет. Точно такой же девайс был у дяди – это брезентовая лента с карманами (вроде той, где хранили гаечные ключи колхозные механизаторы). В карманах заложены удочки – штук 20, все это сворачивается в рулон и занимает почти весь рюкзак…
А удочки – это палки с гвоздиками или, похожие, на увиденные у Сабанеева, кобылки и колодки…
«Вот наши снасти» – гордо сказал дед – « а эти игрушки – забери домой, на них здесь не ловится!»
Надо было как-то восстанавливать пошатнувшееся реноме. А нам не привыкать – я им заявил, что забирать ничего не буду, сейчас настрою удочки, а завтра надеру их обоих. В ответ мои хохлы только улыбнулись и разлили остатки…
Ночь прошла беспокойно – изворчалась сестра (старше всего на 4 года – а нудит, на все 10)…
Поездка на лед Японского моря
Настало февральское холодное, по их меркам (-20), приморское утро и мы рванули из Уссурийска на юг – к Японскому морю. Следует отметить, что разница с нашим городом в 13 градусов широты (или 1443 км на юг), чувствуется здорово – утром намного светлее (это до 22 марта – потом мы их обгоним) и угол солнца совсем другой – оно там выше (а вот тут не обгоним). Поэтому на рыбалку дали мне из одежки, какие-то лапсердаки и сказали – к обеду потеплеет.
Поехали в Тавричанку – небольшой поселок на берегу Амурского залива. Зять крутил руль, а я расспрашивал деда об особенностях ловли, о рыбах – снасти не обсуждались, вчерашнего потряса мне хватило…
Оказалось, что за 17 лет, что я отсутствовал – « рыбу выловили почти всю», «она стала мельче», «она стала намного умнее и на голое железо не берет». И т.д. Короче, запели Лазаря. А в это время на обочинах дороги все чаще стали попадаться авто с картонками на крышах – «ЧЕРВИ». Купил и я пару стаканов этих зверей в длинных чехлах по 100 рэ за стакан (стоимость поллитры беленькой).
Смело съехали на морской лед, благо впереди маячили сотни машин. По льду промчались несколько километров и встали недалеко от острова – Коврижка. Этикет приморских рыбаков отличается от нашего сибирского уклада. Наши сбиваются в кучи, а там, наоборот, – никто не подъедет к рыбакам ближе 50-100 м. И это нормально. МЕста – море, это же море!
Переобуваемся – галошки на морском льду – обязательно – он всегда сырой, в любой холод. Замахиваем с дедом за приезд и сверлим лунки – вот тут оказалось, что из двух буров, еле – еле работает один, а лед 70 см! И когда он на этих югах намерз? Гидрология в недоумении…
С утра тянет противный хиузок, а я одет легко, но сибирский понт и данная вчера клятва обловить местных ретроградов – отвлекают от замерзания. Пока сверлил две лунки, пока настраивал удочки у деда уже пяток наважек – этих, немного похожих пастью на акулу, морских налимчиков.
Наконец, я зарядил обе удочки – внизу подобие мелкой морковки, повыше крючок или мормышка, на них насаживаем по кусочку морского червя-нереиса, предварительно выдрав его нежное тело из жесткого чехла.
Перед рыбалкой я совершил (повторил) свой обряд 17 летней давности – встал на колени, попил морской водицы из лунки, зачерпнул горсть и помочил лицо с бородой…
Зять, глядя на это б…ство, смеялся в усы, а дед, понимающе вздохнув, разлил нам еще по сотке.
Ловим самураев
Вот и первая поклевка – очень резкая – удочка (стоимостью 2-х б/у японских покрышек на 13 дюймов) свалилась с табуретки, но была вовремя схвачена мной. Это навага-акула, где-то на 150 г: «Крупная по нонешним временам». Далее у меня пошла непрерывная серия из десятка разнокалиберных наваг. Ловили мы на глубине всего 2 метра, а навыки скоростной ловли у меня еще не притупились…
Тут же мне сообщили, что навага меньше 15см называется «самурай» - за неодолимую настырность и упорство повиснуть на крючке. Техника местная – проще некуда. Постукивания по дну, взмахи и паузы, как при отвесном блеснении.
Я весь ушел в эксперименты – одну удочку поставил на стоячую, второй играл как мормышкой, и результат попер! Успокоился я только после того, когда понял, что мои хохлы отстали прилично.
Припекало южное солнце, ветер утих, сколько хватало глаз в направлении берега – везде были рыбаки. Я немного погулял по льду, уже пахнущему весной, поглядел, как ловят соседи – ловили в среднем темпе все без исключения. Сугрев изнутри и снаружи делали свое дело. Чувство выполненного долга и общая обстановка состоявшегося рыбацкого праздника порождали расслабленность.
И не только у меня – зять Сашка вообще сложил оружие - придремал на ящике, прижавшись спиной к заднему колесу своего Террано. Дед слегка потягивал навагу. Проскочило несколько корюшек-зубаток.
Я, конечно, пытался подвинуть моих спутников на смену места, поиск корюшки или неведомой мне камбалы…
Но разве можно сдвинуть дремлющего хохла-приморца? Проще сдвинуть гору.
Солнце было еще довольно высоко, по нашим сибирским меркам, а начальство решило ехать домой – ну и добре…
Обратная дорога всегда короче, я немного придремал в пути, а когда меня подвезли к дому, дед, подавая руку на прощание, шепнул – «Ваня, я все-таки удочки модные заберу, Сашка попросил».
Лучших слов в этот день я не слышал. Мы обнялись еще раз, и я поплелся домой, дослушивать нравоучения сестры…
Прошу помощи в подписке на канал. Спасибо!