В юго-восточной части Анатолии женщины веками украшали свои лица и тела татуировками, которые на курдском языке и на фарси называют «дэг» (deq). Это целое искусство, которое веками передаётся из поколения в поколение от пожилых к молодым. Мужчины тоже украшают себя татуировками, но только на теле, а не на лице.
Не просто украшение
В мире во многих культурах есть традиции, связанные с нанесением татуировок. Существовала она и у народов, живших в Древней Месопотамии. И появилась эта традиция задолго до возникновения ислама. На лицах рисовались знаки солнца, луны, месяца, звёзд, птиц, всевозможные геометрические фигуры - всё это в язычестве и шаманизме имеет сакральную символику. То есть, изначально эти татуировки носили обережный смысл, придавали силу, приносили удачу. Например, небесные светила по поверью дают здоровье. Поэтому, чтобы притянуть к себе красоту, девушки рисовали луну, звезду или солнце прямо на лбу.
«...Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит...»
Хоть эта традиция уже не столь популярна сегодня, но всё же в сельских районах Анатолии продолжает существовать среди курдов, арабов, цыган, алевитов, езидов и некоторых других групп. Причём, племенные татуировки отличаются друг от друга. По этим символам можно определить, например, к какому роду и сословию относится человек.
Особенности приготовления
Чтобы приготовить смесь для традиционной татуировки «дэг», сажу соскребают со специальной лампы, постоянно горящей на стене дома, и смешивают с молоком женщины, кормящей девочку. Ну проще и не придумаешь! Считается, что татуировку на таком молоке невозможно вывести до самой смерти.
Несмотря на запрет ислама делать татуировки, а тем более разрисовывать себя языческими символами, эта традиция дожила до наших дней. Женщины-мусульманки оправдывались и оправдываются сейчас тем, что это просто для красоты без каких-либо обережных смыслов.
Цена такой красоты
Сегодня молодые девушки, если и делают татуировки «дэг», то одну-две. Солнышко на лбу или звёздочку на щеке. Раньше же женщины разрисовывали себя полностью с ног до головы. Пожилая мастерица Айше Юсуфоглу рассказывает, что нанесение таких татуировок очень болезненная процедура. Но всё этим не заканчивается:
«...после этого мы днями не могли подняться с кровати. У нас поднималась температура, мы горели. Мы ничего не знали о смыслах и значениях тех символов, которые наносили. Только то, что это традиция, которую надо передавать из поколения в поколение...»
Да, как говорится, красота требует жертв. Но та ли это красота? И стоит ли она таких жертв? Нужно ли хранить традиции, причиняющие боль и неудобства? У каждого своё мнение