Главы: 1) Отец 2) Во хмелю 3) Мать 4) Сын 5) Отъезд 6) В первый класс
7) На Базе 8) Долги 9) "Я докажу!" 10) "Прощаю!" 11) Мир и покой 12) В новой школе
Время действия - 1976 год.
- Женщина, куда вы прёте?!
Валентина не ответила. Обогнув ражего мужика с мешками, старуху с какими-то бидонами, она бежала по вокзалу. Стоянка поезда была всего три минуты. Билеты начинали продавать за пять минут до его прибытия. Возле кассы всегда очередь на полчаса, а то и больше. Очередь волновалась, изрыгала мат и проклятия, готовая порвать любого. Но деваться было некуда.
В одной руке Валя держала картонную коробку с прорезанными в ней круглыми отверстиями. Из коробки слышался писк, вес её хаотично перемещался из одного угла в другой, и она накренялась то в одну сторону, то в другую, ударяя время от времени женщину по ногам.
Вторая рука занята чемоданом с гостинцами. Через плечо перекинут ридикюль на длинном ремешке. Рядом торопливо семенила пятилетняя Катюшка. Взять бы её за руку, да нет у человека третьей руки. Валя вытянула указательный палец:
- Катя, держись! Смотри, не потеряйся!
Девочка послушно уцепилась за материн палец, с опаской поглядывая на чужих, озабоченных и неулыбчивых людей. Добежав до перрона, Валя поставила свою ношу на землю, посадила дочь на чемодан:
- Сиди здесь, приглядывай за утятами. Я скоро приду. Билеты только куплю.
Очередь в кассу в три ряда, не подойти.
- Пропустите меня! У меня ребёнок маленький на перроне! – начала пробираться к окошку Валентина.
Толпа заволновалась, загудела громче.
- Видел я её ребёнка, утята у неё, а не ребёнок! – закричал седой мужичок.
- Правильно. А рядом с утятами дочь моя сидит! – Валя была настроена воинственно.
- Да ребёнок, ребёнок у неё. Девочка маленькая, - проворчал моложавый рыжий колхозник с мешком.
Толпа недовольно расступилась, пропуская Валю к кассе. И вот уже, зажав в руке заветные серые картонки, она бежала к перрону.
В вагоне душно, пахнет упревшими человеческими телами, тянет давно не мытым туалетом. Но это мелочи. Главное – они благополучно сели в поезд. Состав дёрнулся, громыхнул и стал набирать ход.
Катюшка крутилась на жёстком деревянном сиденье:
- Мам, спину больно.
- Ничего, терпи.
Три года назад Валентина развелась со своим мужем и переехала жить в Низинное. Не сложилась её семейная жизнь. Так бывает. Переезжала поближе к родственникам, хотелось быть рядом с родителями. Заботиться о них, старые ведь уже. Но те, не смотря на протесты дочерей, уехали с Василием, и заботиться пришлось на расстоянии.
Гостинцы благополучно доставляла почта, но утят почтой не вышлешь. Нужно было ехать самой. Да и посмотреть хотелось, как устроились родные на новом месте. Вообще-то навестить их Вале хотелось раньше, но школа никак не отпускала её, не давала возможности оторваться от занятий. Лето – другое дело. Уроков нет, и можно взять отгул.
Два часа тряски в общем вагоне с багажом под ногами и изнывающей от скуки дочерью благополучно завершились. На станции Валя села в переполненный автобус до Черниговки, который через час доставил их по назначению.
Когда радость встречи, объятия и восклицания остались позади, Валентина пошла осматривать родительское хозяйство. И всё было здорово, всё Вале нравилось. Одно было плохо – усыхающие на грядках жалкие кустики помидоров.
- Мама, а что это у вас огород-то посох совсем?
Наталья вздохнула:
- Обвалился колодец наш, засыпался. Ребята новый выкопали. Да видно, не рассчитали чего. Воды в нём мало совсем. Не хватает на полив. Вот и сохнет всё.
- А у соседей попросить?
- Так ведь им, поди, тоже поливать надо. Земли-то у всех много.
- Что, так уж совсем ни у кого взять нельзя? – Валя оглядела соседские дворы, разделённые только рядами колючей проволоки. Увидела вдалеке заросший бурьяном участок с торчащим посреди него колодезным срубом. – А там что? Не сажают огород?
- Там старики живут, им не под силу. Так ведь далеко же! Поноси оттуда вёдрами! Да и заборы кругом, как пройдёшь!
Но Валя, как полководец на поле будущего сражения, уже прикидывала план действий.
Соседи оказались сговорчивыми, одни позволили брать у них воду, а другие разрешили ходить по их участкам. И даже приставили старые деревянные ящики, по которым удобнее было перелазить колючие ограждения.
Вот только Василий был категорически против:
- Ты завтра уедешь, а кто потом носить воду станет? Я не буду, предупреждаю сразу. Всё равно засохнет всё. Так что даже не начинай.
И только Мишка, хмуро оглядев грядки, вожделенный колодец и горы ящиков возле колючек, коротко бросил Вале:
- Пошли!
Подхватил вёдра, и, не оглядываясь, направился за водой.
Целый вечер две фигурки сновали между погибающим огородом и колодцем. А назавтра Валентина уже прощалась с родителями. Скакала вокруг неё остающаяся погостить Катя. Смущаясь, стоял в стороне Миша.
- Миша, ну как же с огородом-то? – волновалась Валя.
- Полью, - Мишка был лаконичен.
Валентина приехала снова через месяц. К этому времени на грядках уже буйствовала зелень. Поспевали помидоры, на подходе были огурцы, наливалась соками морковка.
- Ой, какая красота! – радовалась Валя. – Кто же поливал-то? Неужели Мишка в одиночку всё? Или всё-таки Вася помогал?
- Какое там! У Васи дела сердечные, никак не уладит. До огорода ли ему! Всё Мишка. Поначалу-то каждый вечер поливал, а когда густеть кусты стали, пореже. Вот такой вот урожай вырастил! – улыбалась Наталья.
- А где он сам-то сейчас?
- Да с друзьями куда-то направился. Ты только посмотри на него, когда придет! – расхохоталась мать.
- Что так? – любопытствовала Валя.
- Брюки! Брюки-то! Сам ведь пошил! – глаза Натальи искрились смехом.
- Сам? Он умеет? – поразилась Валентина.
- А то! Машинкой моей управляется не хуже меня. Да хоть и руками пришить-подшить чего. Всё может.
А скоро появился и Мишка, одетый не по-деревенски. Модные брюки-клёш придавали ему вид франтоватый, щегольский. «Удивительно ладный паренёк вырос» – отметила про себя Валентина.
Росту Мишка среднего, в плечах крепок, в талии узок. Такие ребята девчонкам нравятся.
- Куда это ты ходил, такой красивый? – поцеловав племянника, спросила Валя.
- Да так, девочку одну... одноклассницу... с Днем рождения поздравить, - засмущался Михаил. Застеснялся, словно могла гостья угадать его тайные мысли.
А секрет его был в том, что в девчонку ту влюблён он был, но только вот понять, как она к нему относится, не получалось. Иногда казалось ему, что он ей небезразличен, и взлетала душа его до небес. Но потом больно падала на грешную землю, потому что вдруг чудилось ему, что вовсе не он интересен ей, а Витька, который учился на два класса выше. И непонятка эта мучила его, терзала. Потому и казалось парню, что все на свете знают о страданиях его.
- Огород-то ты как хорошо отлил! Трудно было в одиночку-то? – перевела разговор Валя.
- Да мне не в убыток! – расхохотался Миша. – Тренировка-то какая зато!
Действительно. Умел Мишка из испытания извлечь для себя пользу! Что из того, что поработать пришлось! Только руки его сильнее стали, да ноги крепче. Зато матери радость какая – урожайный год будет!
Если вам понравилась история, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации! Больше рассказов можно прочитать на канале Чаинки