Прелюдия к битве.
В эти дни мы ещё раз хотим рассказать о событиях февраля 1904 года, которые навсегда вошли в героическую историю русского флота. Крейсер «Варяг» строился в США, а в начале 1901 года его стал обживать русский экипаж. На нашем флоте появился новый, современный, очень красивый корабль. В мае 1901 года он пересёк океан и встал на рейде в Кронштадте. Знакомиться с кораблём прибыл сам царь. Николай II был так очарован им, что даже на радостях простил строителям некоторые огрехи. А их, к сожалению, хватало, и в дальнейшем они ещё сыграют свою отрицательную роль. Очевидцы рассказывали, что «Варяг» «похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер».
Вскоре после этого крейсер отправился на Дальний Восток и вошёл в состав Тихоокеанской эскадры. Последний бой Недоделки при строительстве стали проявляться всё чаще. Ломалась машина крейсера, снизилась скорость. Всё это вынудило командование эскадры отправить корабль в корейский порт Чемульпо. Чтобы не перегружать машины, крейсеру для связи была прикомандирована канонерская лодка «Кореец». 24 января 1904 г. соединённый японский флот вышел в море, чтобы за пять дней до назначенного в Токио начала войны постараться нанести урон русским кораблям. Корабли контр-адмирала Сотокити Уриу уже готовились принять капитуляцию русских кораблей в Чемульпо. Бой «Варяга» и «Корейца» с японским флотом под Чемульпо. Учитывая это, русское командование 26 января отправило «Корейца» в Порт-Артур с сообщением о вероломном нападении японцев. Задание канонерская лодка не выполнила, так как была обстреляна японскими кораблями. Это было первое боевое столкновение в начинавшейся войне. Японцы заблокировали залив и начали высадку десанта. 27 января контр-адмирал Уриу предложил иностранным кораблям покинуть Чемульпо, чтобы они не мешали бою с русскими кораблями. Командиры судов, стоявших в Чемульпо, провели совещание на борту английского крейсера «Талбот». Они осудили этот ультиматум и даже выразили протест. Командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев заявил, что будет прорываться и примет бой. Зарубежные капитаны смогли выразить русским морякам лишь сочувствие, а вот командир крейсера «Талбот» коммодор Л. Бейли поступил по хорошо известному принципу «англичанка гадит». Он передал японцам планы русских моряков. «Варяг» после боя, покинутый командой. 9 февраля «Варяг» и «Кореец» начали свой путь в бессмертие. Моряки иностранных судов выстроились на своих палубах и провожали наших моряков. Французский капитан 2-го ранга В. Сэнес писал: «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть». Итоги этого трагического сражения хорошо известны. Фраза «Погибаю, но не сдаюсь» на долгие годы стала девизом русского флота. Крейсер «Варяг» ушёл в воды залива с развевающимся на мачте Андреевским флагом. Сегодня различные злопыхатели и фальсификаторы истории в разных вариантах пытаются умалить значение этого подвига. Но мы знаем, что победа осталась за русским крейсером, он ушёл на дно не от действий врага, а был затоплен после боя по решению офицерского состава. Русские моряки не стали военнопленными, они были спасены французами, англичанами и итальянцами в ответ на сигнал капитана «Терплю бедствие» (как потерпевшие кораблекрушения). Примечательно, что помощь русским морякам не оказали только американские моряки. Члены экипажа крейсера «Варяг» с подарками на Знаменской площади. Санкт-Петербург. 1904 г. Один корабль, две судьбы С гибелью «Варяга» жизнь корабля не закончилась. Японцы подняли затонувший крейсер. Правда, эти работы продолжались полтора года и стоили им больших денег. Через два года после сложного ремонта крейсер под названием «Сойя» стал японским боевым кораблём. Девять лет на нём проходили стажировку японские курсанты. На корме крейсера была установлена табличка с надписью «Варяг», правда, на японском языке, рассказывающая о храбрости русских. Каждый раз новая команда кадетов, получала разъяснения, что они будут проходить обучение на русском корабле, который не сдался, а сражался с целой японской эскадрой. После войны японцы создали в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга», а командир легендарного крейсера В.Ф. Руднев был награждён орденом Восходящего Солнца. Японский крейсер «Сойя» между 1910 и 1915 годами. В 1916 году крейсер вновь стал русским. Его выкупило у японцев российское правительство, и он самостоятельно добрался до Мурманска, а после был отправлен на ремонт в Великобританию. Революция в России изменила приоритеты: большевики отказались оплачивать ремонт, после чего союзники разоружили крейсер и продали его на металлолом. При буксировке корабль наскочил на камни в Ирландском море. Корпус взорвали, чтобы он не мешал судоходству. Принимая неравный и безнадёжный бой, моряки «Варяга» показали врагу, что лёгкой победы в предстоящей войне с Россией ждать не придётся. Врагу было показано, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит.
Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»
Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»» — Государственная награда Российской империи для награждения моряков крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", участвовавших в бою у Чемульпо 27 января 1904 года. Медаль была утверждена 5 июня 1904 года.
История награды
До сих пор доподлинно неизвестно, являлось ли учреждение медали для участников боя при Чемульпо инициативой самого Императора, или к этому его подтолкнул Великий Князь Алексей Александрович.
Первоначально телеграмма с сообщением о героическом бое двух российских кораблей, полученная от российского посланника в Корее А.И.Павлова, не вызвала никакого отклика у Императора Николая II. Первым толчком к развернувшейся вскоре кампании по награждению моряков «Варяга» и «Корейца» стала телеграмма Алексеева Генерал-адмиралу Великому Князю Алексею Александровичу:
"...примерное мужество и самоотверженность командиров, офицеров и команд, проявленные в этом славном деле, заслуживают особой похвалы и достойны Монаршего внимания. На основании чего почитаю долгом всепреданнейше ходатайствовать пред Вашим Императорским Высочеством о награждении командиров, офицеров и команд соответственными их боевым заслугам Всемилостивейшими наградами... "
Проект медали, выполненный художником Васютинским был одобрен 10 апреля 1904 года. 5 июня 1904 года императора Николая II издал указ выбить по числу участников боя 697 медалей, а расходы на их изготовление покрыть из военного фонда. Медаль объявлена приказом по Морскому ведомству № 132 от июля 1904 года.
Статут награды
Основания для награждения
Медаль вручалась всем выжившим членам экипажа «Варяга» и «Корейца»: офицерам, кондукторам, матросам и вольнонаемным.[1].
Порядок ношения
Основная статья: Правила ношения наград Российской империи
Медаль имела ушко для крепления к колодке или ленте. Носить медаль следовало на груди. У нижних чинов медаль носилась рядом со знаком отличия Военного ордена, который находился правее медали.
Описание награды
Внешний вид
Медаль изготовлена из серебра. Диаметр 30 мм.
Аверс. В лавровом венке помещен крест Св. Георгия на банте из орденской ленты, окруженный надписью: «ЗА БОЙ ВАРЯГА И КОРЕЙЦА 27 ЯНВ. 1904 г. –ЧЕМУЛЬПО–»
Реверс. Изображение морского боя. На переднем плане композиции помещены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», идущие в бой навстречу японской эскадре, корабли которой видны справа медали, над линией горизонта; вверху — в облаках, под самым ушком, помещен четырехконечный крест как символ христианской веры, скорби и незабвенной памяти.
Лента медали представляла собой российский военно-морской Андреевский флаг – белое поле и косой крест синего цвета на нём.
Миниатюрная копия
Официально миниатюрных копий не изготовляли и не вручали.
Примеры награждений
К 9 июля 1904 года медали были отправлены для награждения по месту службы моряков.
К этому времени вся команда «Корейца» и 90 человек из команды «Варяга» находились в Кронштадте, 235 человек оказались на Черноморском флоте, 50 – в Санкт-Петербургском экипаже, 100 – в порту Императора Александра III в Либаве, 10 – в Ревеле, 12 – в Каспийском экипаже в Баку, 3 – в Свеаборге; местонахождение около 10 человек не было к тому времени установлено.
12 июля первые экземпляры медали доставили в штаб Командующего сводным отрядом флотских экипажей в Санкт-Петербурге для выдачи награжденным, заступавшим в караул во дворец Генерал-адмирала Великого Князя Алексея Александровича.
Остальные медали получены: в Свеаборге – 19 июля, в Ревеле – 24 июля, в порту Императора Александра III в либаве – 30 июля и на Черноморском флоте – 31 августа.
Медаль Михайлова Федора Егоровича, кочегара первой статьи крейсера "Варяг", д. Марьяновка, Омской области.
лента. Изображение взято из Интернет - каталога 12 аукциона АД "Империя".
Медаль комендора Федора Борейчука.