Найти в Дзене

Легенды автогонок | Часть 1 - Расцвет Тиррел

Оглавление
Последний сезон в своей истории команда Tyrrell провела в 1997 году, а затем была продана BAR. Её основатель Кен Тиррел умер в 2001 году. Болельщики Формулы-1 со стажем помнят её. Тех, кто видел расцвет этой команды, осталось мало, уж больно давно это было ...

Как известно сегодня речь пойдет о команде Тиррел. Лично у меня эта команда ассоциируется с синей ливреей с надписью ELF из семидесятых...

НАЧАЛО (1958-1968)

В 1958 году молодой гонщик Кен Тиррел основал команду в Формуле-3 с названием "Tyrrell". Кен не был успешным гонщиком, поэтому он сразу решил быть руководителем, а не гонщиком... Молодая команда была успешна в младших сериях, и через неё прошли такие гонщики как Джеки Стюарт, Джон Сёртис, Жаки Икс... Команда развивалась и в середине шестидесятых дебютировала в Формуле-2, Тиррел сразу же стал доминировать в чемпионате. С 1965 по 1967 команде Кена не было равных. В итоге Тиррел объединилась с французской компанией Матра и ELF, но это уже другая история)))

МАТРА (1968-1970)

Концерн Матра решил дебютировать в Формуле-1 в 1966 году. В сезоне 1967 команда не хватала звёзд с неба, во многом это стало причиной объединения с Тиррел. Следующий сезон был успехом, команда заполучила молодого и перспективного гонщика Джеки Стюарта и болид, использовавшийся в том сезоне, были очень хорошим. Итогом этого стало второе место в личном зачёте Джеки Стюарта, которому не хватило 12 очков до Грэма Хилла, которые он мог добрать, если бы по неизвестным причинам не пропустил две гонки в Монако и Испании. В следующем сезоне команду ждал успех, Джеки Стюарт стал чемпионом мира, а Матра обладателем кубка конструкторов!

Чемпион Джеки Стюарт
Чемпион Джеки Стюарт

На сезон 1970 из-за небезопасности композитные топливные баки Мантры были запрещены, и поэтому команда Кена должна была сдать, но обстоятельства изменились...

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1970 году Тиррел стал самостоятельным. Матра вступила в союз с компанией Simka дочерним предприятием Chrysler, а Кен по-прежнему имел контракт с его оппонентом Ford... Изначально Кен хотел купить шасси Матры, но по условиям контракта, двигатель на поставляемом шасси был слишком слабым, поэтому сезон 1970 Тиррел ездил с не лучшим шасси Марч... Джеки Стюарт, перешедший в Тиррел, не мог совладать с болидом, от этого результаты были слабыми. Одна победа и несколько подиумов, но в гараже Кена Тиррела в Суррее уже шла работа над первым самостоятельным болидом команды "Tyrrell 001"...

ГЛАВНЫЕ УСПЕХИ

Tyrrel 001 дебютировал на ГП Канады 1970 и сразу Джеки Стюарт выиграл поул, но в гонке он сошёл, стало понятно, что у нового болида большой потенциал...

К сезону 1971 Tyrrel 001 был улучшен, обновлённый монокок и аэродинамика показали себя отлично. Невероятное преимущество было у Тиррел в том сезоне, уже к половине сезона Джеки Стюарт стал чемпионом, а благодаря поддержке Франсуа Севера команда выиграла и кубок конструкторов. Вот что значит настоящий самовоз)

Вот он, настоящий самовоз) Тиррел 003
Вот он, настоящий самовоз) Тиррел 003

В сезоне 1972 в Лотус вернулся Эмерсон Фиттипальди, а Лотус 72D был невероятно быстр. Итогом этого стало то, что Фиттипальди без труда стал чемпионом, при этом набрав больше очков, чем оба пилота Тиррел...

Lotus 72D
Lotus 72D

К концу сезона 1972 команда разработала новый болид Tyrrel 005, в двух последних гонках сезона Стюарт завоевал две победы, но для общего зачёта это ничего не значило...

Франсуа Север и его 006
Франсуа Север и его 006

К следующему сезону команда модифицировала болид 005, и назвала новый Tyrrel 006. В итоге болид показал себя очень хорошо, но колёсная база была коротковата. Джеки Стюарт снова выиграл титул, но до кубка конструкторов Тиррелу не хватило из-за печальной причины...

Стюарт и Север
Стюарт и Север

ТРАГЕДИЯ

В сезоне 1973 Франсуа Север доказал, что готов стать лидером команды. Джеки Стюарт к концу чемпионата решил закончить карьеру, но не стал говорить Франсуа, о своих намерениях. На ГП Канады Север попал в серьёзную аварию, он получил ушибы ног, но к гонке в США был готов.

В США всё было буднично, ничто не предвещало трагедии... Джеки готовился к своей сотой и последней гонке... До конца квалификации оставалось десять минут, время Ронни Петерсона было лучшим, Север выехал на быстрый круг и не вернулся... В скоростном повороте типа s болид Севера задевает боком барьер, взлетает и кокпитом приземляется на верхнюю часть барьеров, Франсуа разрубило барьером и он погиб мгновенно...

-6

Джеки Стюарт и Крис Эймон отказались от участия в гонке.