Программа 1898 года строительства боевых кораблей «для нужд Дальнего Востока» включала и постройку мореходных миноносцев.Заказ на проектирование 350-тонных эскадренных миноносцев был выдан знаменитой британской фирме Ярроу (Yarrow Shipbuilders) .По иронии судьбы англичане русский проект разработали на основе заложенных в 1897 году (для Императорского флота Японии) 410-тонных эскадренных миноносцах типа «Икадзути».
Однако Морской технический комитет забраковал первоначальный вариант,заставив переделывать,при этом затребовав добавить носовой торпедный аппарат .Так как согласование проекта заняло около года,то постройку решено было провести ударными темпами.
Заказ на первый миноносец серии был сформирован в августе 1899 и устанавливал жёсткие сроки постройки - 14 месяцев.Строительство миноносцев было поручено Невскому судостроительному и механическому заводу в Санкт-Петербурге,а все построенные там 350-тонные эсминцы на флоте окрестили "невками".
Невский завод не справлялся с полным объёмом работ, в связи с этим завод неоднократно штрафовали.По достижению задолженности в 1 666 066 руб на заседании Адмиралтейств-совета было принято решение о списании неустойки. Завод был приобретен в казну и штрафование государством себя по эффективности не отличалось от просто пожурить ленивых промышленников.
30 июля 1901 года, в связи с приближающимся завершением строительства головного корабля серии, Главный морской штаб сформировал список наименований будущих эскадренных миноносцев по названиям рыб: «Бычок», «Акула»(головной корабль серии), «Налим», «Макрель», «Плотва», «Окунь», «Кета», «Пескарь», «Палтус», «Сиг». 4 августа они были официально наименованы и зачислены в списки флота.9(22) марта 1902 года произошло переименование кораблей на прилагательные: «Буйный», «Бойкий» (головной корабль серии), «Бравый», «Бурный», «Быстрый», «Блестящий», «Бедовый», «Бодрый», «Безупречный», «Видный».Не смотря на то, что головным кораблём серии являлся «Бойкий», в основном на флоте и в технической документации миноносцы этой серии относятся к типу «Буйный» .
Первые восемь кораблей строились парами.11 августа 1901 года со стапелей сошла первая пара эскадренных миноносцев отечественной постройки: «Буйный» (Бычок) и «Бойкий» (Акула). Последний являлся головным кораблём всей серии.29 сентября 1901 - вторая: «Бравый» (Налим) и «Бурный» (Макрель).27 октября 1901 - третья: «Быстрый» (Плотва) и «Блестящий» (Окунь).4 мая 1902 - четвёртая: «Бедовый» (Кета) и «Бодрый» (Пескарь).Последняя, пятая пара была разбита: по запоздавшему постановлению морского технического комитета (12 февраля 1902) последний эскадренный миноносец «Видный» (Сиг) должен был сменить тип двигательной установки с паровой (вертикальной, тройного расширения) на нефтяную конструкции Луцкого. Переоснастить корабль до завершения строительства второго миноносца из пары не успели: «Безупречный» (Палтус) сошёл со стапелей 1 июля 1902, а «Видный» - только через 3 года, в 1905.
Испытания первых девяти эскадренных миноносцев проводились в Кронштадте с 5 июля по 30 октября 1902 года.Корабли прибыли в неудовлетворительном состоянии: сразу на четырёх отсутствовала электропроводка а «Безупречный» ни разу не доковался, из-за чего у него возникли проблемы с прохождением скоростных испытаний.
Проектная скорость составляла 26 узлов. Все испытываемые миноносцы соответствовали предъявляемым скоростным требованиям: самым медленным оказался «Бойкий» (26,03 узла), а самым скоростным - «Бодрый» (27,7 узла).В ходе этих испытаний проявились многочисленные дефекты, обусловленные неудовлетворительным качеством постройки: на Буйном вышла из строя предохранительная паровая система, на Блестящем и Быстром - энергетические установки, на Бедовом - система вентиляции.
На артиллерийских стрельбах также были выявлены значительные недостатки. Для всех эскадренных миноносцев отмечалась недостаточная укреплённость боевой рубки, а также защищённость электропроводки: на трёх кораблях (из пяти оснащённых) она вышла из строя и подлежала замене.
После завершения цикла испытаний корабли были переданы заводу-производителю на доработку. В связи с необходимостью переброски новых эскадренных миноносцев на Дальний Восток Морское министерство срок завершения работ устанавливался до декабря 1902 года. Но за месяц Невский завод не смог качественно исправить многочисленные недостатки и сконцентрировался на двух миноносцах: Бурном и Бойком.
На приемке этих кораблей было отмечено неудовлетворительное качество проведённых работ. Особенно работа электромонтажников: провода состояли «из одной проволоки вместо того, чтобы быть свитыми из нескольких», практически отсутствовала изоляция, электрические приборы не были должным образом защищены от попадания морской воды, водоотливные электронасосы не работали. Несмотря на это, миноносцы «Бурный» и «Бойкий» 16 октября были отправлены на Дальний Восток, а их командирам выданы незначительные денежные средства на устранение неисправностей в иностранных портах по пути следования.
Остальные 7 эсминцев были готовы к моменту отправки 2-й Тихоокеанской эскадры.
Еще два эсминца-"Громкий" и "Грозный" были достроены по отличавшемуся проекту и отнесены к другому типу.Оба приняли участие в Цусимском бою- “Громкий” погиб,а “Грозный” прорвался во Владивосток.
Эскадренные миноносцы типа “БУЙНЫЙ” -всего построено 10 единиц- «Буйный», «Бойкий» (головной корабль серии), «Бравый», «Бурный», «Быстрый», «Блестящий», «Бедовый», «Бодрый», «Безупречный», «Видный» .
«Буйный» (до 22.03.1902 «Бычок» ) Невский завод. 11 августа 1901 . Во время Цусимского сражения спас большинство уцелевших членов экипажа “Осляби” и штаб Рожественского с “Суворова”. 15 мая в 11.30 из-за полученных повреждений (1 убит,1 ранен) , передал команду и спасенных на миноносец «Бедовый», после чего был расстрелян крейсером «Дмитрий Донской» , на котором затем погибло еще 3 и ранено 12 человек.
«Бойкий» (до 22.03.1902 «Акула» ) Невский завод. 11 августа 1901 . В 1903 году прибыл в Порт-Артур в составе отряда Э. А. Штакельберга, после чего потребовал капитального ремонта. После падения Порт-Артура ушёл в нейтральный порт Киао-Чао, где разоружился. В 1925 году передан на разборку.
«Бравый» (до 22.03.1902 «Налим» ) Невский завод. 29 сентября 1901 . Получив тяжелые повреждения во время Цусимского сражения (9 убитых, 5 раненых) , прорвал блокаду и ушёл во Владивосток , служил в Сибирской флотилии. В 1923 году переименован в «Анисимов», в 1925 году передан на разборку
«Бурный» (до 22.03.1902 «Макрель» ) 29 сентября 1901. В 1903 году прибыл в Порт-Артур в составе отряда Э. А. Штакельберга, после чего потребовал капитального ремонта. После боя в Жёлтом море наскочил на скалы у Шантунгского маяка и был взорван.
«Быстрый» (до 22.03.1902 «Плотва» ) Невский завод. 27 октября 1901 .После Цусимского сражения, уходя от преследования, выбросился на корейский берег и был взорван командой 15 мая 1905 г. (2 утонуло, 2 ранено).
«Блестящий» (до 22.03.1902 «Окунь» ) Невский завод. 27 октября 1901 .Получив серьёзные повреждения в Цусимском сражении (203-мм снарядом убито 6 и ранено 16 человек). , был оставлен экипажем и затоплен 15 мая.
«Бодрый» (до 22.03.1902 «Пескарь» ) Невский завод. 4 мая 1902. Во время Цусимского сражения (1 убит, 9 ранено) прорвал блокаду, интернирован в Шанхае 22.05.1905 г. , служил затем в Сибирской флотилии. В мае 1923 года передан на разборку.
«Безупречный» (до 22.03.1902 «Палтус» ) Невский завод. 1 июня 1902. Погиб со всей командой (73 члена экипажа) во время Цусимского сражения в ночь на 15 мая (предположительно, после часового боя с крейсером «Читосэ» и миноносцем «Ариаке»).
«Видный» (до 22.03.1902 «Сиг» ) Невский завод. 1905 . Достроен по улучшенному проекту миноносцев класса «Грозный», вошёл в состав Балтийского флота. Разобран на металл в середине 1920-х годов
«Бедо́вый» «Бѣдовый» (до 22.03.1902 «Кета» , с 1905 года — «Сацуки» 皐月 ) Невский завод. Спущен на воду 4 мая 1902 года. Введён в эксплуатацию 5 сентября 1902 года. Во время Цусимского сражения, имея на борту штаб командующего эскадрой, 15 мая 1905 г. сдался в плен. Под названием «Сацуки» («Сатсуки») числился в японском флоте до 1913 года, после чего до 1922 года использовался в качестве мишени
Водоизмещение 350; 410-480 т. Длина 64,1 м. Ширина 6,4 м. Осадка 2,82 м. Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла «Ярроу»,5700 л. с.Движитель 2 винта. Скорость хода 26уз./26,0-27,7 уз. Дальность плавания 1152- 1200 морских миль (12-узловым ходом). Экипаж 4-5/62-64-71 чел. Вооружение-1 × 75-мм/50, 5 × 47-мм/35 Гочкиса. Минно-торпедное вооружение 2- 3 × 381-мм ТА
Корпус эсминцев клепался из мартеновской стали толщиной 4-5 миллиметров .Для защиты от коррозии обшивка, каркас и энергетическая установка оцинковывались. Палуба стальная, с толщиной листов от 3,5 до 6,5 мм, покрытая линолеумом.
С завода миноносцы оснащались одной носовой 75-мм и пятью 45-мм пушками (по 2 на каждый борт и 1 в кормовой части).
75 мм пушка с длиной ствола в 50 калибров устанавливалась на облегчённом станке Меллера. Штатный боекомплект состоял из 160 бронебойных снарядов (калибром 75 мм соответственно), подача боеприпасов из трюма корабля осуществлялась механическим способом. Система вертикальной наводки механическая. Система горизонтальной наводки отсутствовала: для разворота орудия наводчику необходимо было упереться в специально предусмотренный плечевой упор.
47-мм пушки с длиной ствола в 43,5 калибра устанавливались на вертлюжных станках с прямой или наклонными тумбами. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществлялось посредством ртутного компрессора системы Меллера. Штатный боекомплект составлял 1350 стальных и чугунных гранат с ручной подачей из патронных погребов.
"Бедовый" был зачислен в списки судов Балтийского флота в 1901 году,в 1903 году он вошел в отряд А. А. Вирениуса ,отправленный на Дальний Восток,но после начала войны был возвращен на Балтику.
Второй поход на восток-в составе Второй Тихоокеанской эскадры начался для него 29 августа 1904 года. Командовал кораблем капитан 2-го ранга Н. В. Баранов.
Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Бедовый» входил в состав 1-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении флагманского броненосца «Князь Суворов». В бою миноносец не выполнил своей задачи и не снял экипажи с гибнущих броненосцев.
Около 17 часов ,после выхода «Суворова» из строя , на «Буйный» передали раненого адмирала Рожественского и уцелевших чинов штаба: флаг-капитана, полковника Филипповского, капитана 2-го ранга Семенова, лейтенантов Леонтьева и Кржижановского, мичмана Демчинского, юнкера Максимова и еще пятнадцать низших чинов, оказавшихся рядом.
Адмирал Рожественский, из-за ранения не имевший возможности командовать эскадрой, распорядился, чтобы на миноносце был поднят сигнал о передаче командования адмиралу Небогатову. После того как сигнал был отрепетован, подняли следующий сигнал: «Адмирал на миноносце».
Утром 15 мая эсминцы «Бедовый» , «Буйный» и «Грозный» встретили крейсер «Дмитрий Донской» . Поскольку около 3 часов ночи 15 мая «Буйный» уменьшил ход до 11 узлов из-за повреждения котлов, питаемых соленой водой, Рожественский вместе с офицерами штаба был перевезен на миноносец «Бедовый».
«Бедовый» вместе с «Грозным» , оставив позади тихоходный крейсер и неисправный «Буйный», направился во Владивосток.
Однако 15 ч. 15 мин. 15 мая на «Бедовом» заметили дымки за кормой. Это были два японских эсминца «Сазанами» и «Кагеро» . Командир «Грозного», капитан 2-го ранга К.К. Андржеевский , подойдя к «Бедовому», запросил указаний. В ответ он от флаг-капитана эскадры капитана 1-го ранга К.К. Клапье-де-Колонга получил приказ уходить во Владивосток.
В это время на борту "Бедового" командир корабля Н.В. Баранов вместе с офицерами штаба К.К. Клапье де Колонгом и В.И. Филипповским начали обсуждать условия сдачи. «Бедовый» был полностью исправен и не получил ни одного повреждения в бою 14 мая. Но К.К. Клапье-де-Колонг был ранен и проявил малодушие,для командира эсминца капитана 2-го ранга Н.В. Баранова ,основным фактором при принятии решения,как утверждают, были 14 чемоданов личного барахла,которое почему то оказалось на борту миноносца.Они распорядились застопорить машины и поднять белый флаг(из скатерти), флаг Красного Креста и сигнал: «Имею тяжело раненных» .
Когда Андржеевский на "Грозном" увидел на «Бедовом» поднятые флаги,он приказал увеличить ход до полного и стал уходить .За ним погнался «Кагеро» .
«Сазанами» подошел к «Бедовому», в пятом часу вечера на борт прибыли японцы и поставили свои караулы. Для капитан-лейтенанта Айба стало настоящим подарком известие о том, что на сдавшемся миноносце находится сам командующий русской эскадрой. Он даже заглянул в каюту к адмиралу, чтобы лично убедиться в этом. 17 мая «истребитель» «Сазанами» и крейсер «Акаси» отконвоировали его в Сасебо.
«Грозный» же,отстреливаясь от преследующего «Кагеро» уходил на север. На дистанциях от 14 до 26 кб «Кагеро» добился попаданий в «Грозный», но не смог его остановить и был вынужден отказаться от погони. К.К. Андржеевский был серьёзно ранен, поручил командование лейтенанту С. Д. Коптеву, но после перевязки остался на мостике и утром 16 мая благополучно привел свой корабль к острову Аскольд и далее во Владивосток.
Кроме «Грозного» достигли Владивостока только крейсер-яхта «Алмаз» и повреждённый эскадренный миноносец «Бравый» того же типа "Буйный". Командиры этих кораблей — капитаны 2-го ранга И.И. Чагин и П.П. Дурново независимо друг от друга избрали путь, придерживаясь берегов Японии. Их расчёты оправдались: 16 мая, избежав встречи с противником, «Алмаз» прибыл в бухту Стрелок, а «Бравый» — в бухту Наездник у Владивостока. И.И. Чагин, П.П. Дурново и судовой механик «Бравого» поручик С.М. Беренов стали первыми участниками сражения, награждёнными орденами Св. Георгия 4-й степени.
Из семи эсминцев типа "Буйный" Второй Тихоокеанской эскадры один погиб в бою («Безупречный») ,три уничтожены экипажами после полученных боевых повреждений("Буйный","Быстрый" ,"Блестящий"),один прорвался в Шанхай и был интернирован("Бодрый"),один прорвался во Владивосток("Бравый").
Из двух порт-артурских эсминцев один был уничтожен командой после боя в Желтом море,а один,после падения Порт-Артура ,прорвался в нейтральный порт.
И лишь один,"Бедовый", единственный, сдался врагу в полной целости и сохранности,не сделав ни единого выстрела. В японском флоте корабль стал называться «Сацуки» 皐月 (пятый месяц лунного календаря) и в том же 1905 году был введён в строй. Служил в качестве миноносца до 1913 года, затем превращён в корабль-мишень и в 1922 году сдан на слом.
На суде, состоявшемся в Кронштадте в июне 1906 г., ответственные чины штаба и Н.В. Баранов объясняли сдачу тем, что жизнь раненого адмирала ценнее миноносца. Сам вице-адмирал Рожественский, бывший на «Бедовом» в тяжёлом состоянии, в ходе судебного разбирательства взял на себя ответственность за то, что не предупредил возможность позорной сдачи корабля неприятелю. Адмирала суд оправдал, а инициаторов и участников сдачи — К. К. Клапье-де-Колонга, Н.В. Баранова, полковника В.И. Филипповского и лейтенанта Е.В. Леонтьева, подлежавших по закону смертной казни, в конце концов приговорил «к исключению из службы».
В составе экипажа миноносца "Бедовый" был еще один интересный персонаж- вахтенный офицер мичман О`Бриен-де-Ласси, Терентий Александрович . После возвращения из плена сей отпрыск древнего ирландского рода был также привлечен к суду -причем и как свидетель и как обвиняемый. Признан по суду "оправданным - за недоказанностью обвинения". Во время Первой мировой служил в "Дикой дивизии",в 1920 вступил в польскую армию ,командовал уланским полком.
С технической точки зрения "невки" не представляли собой шедевра отечественного кораблестроения. Уже устаревший проект,завод-изготовитель,не способный качественно выполнить заказ,слабое артиллерийское вооружение.Волею случая они составили значительную большую часть минной флотилии адмирала Рожественского. Ввиду своей малочисленности ,слабого вооружения и изношенности машин долгим переходом,никакой роли в сражении они не сыграли.Только скорость позволила части миноносцев достичь Владивостока или иностранных портов.
Из девяти эсминцев этого типа,участвовавших в войне,врагу достался только один-целым и невредимым.Это "Бедовый". Видимо находившиеся на борту офицеры штаба эскадры ,всухую проигравшие сражение,действительно представляли какую-то ценность для страны,если ради них был нарушен Морской устав....
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.