Найти тему

Мемуары моего отца Книга6 Глава 2. Интересно будет читать тем, кто имеет отношение к Ельниковскому району Мордовии, и не только

Глава 2

Случай с Татьяной Максимовной – моя первая ошибка в определении человеческих качеств по внешнему облику и глазам.

В мою бытность директором, да и после ухода, многие годы в этой школе преподавание истории вёл Михаил Филиппович Лексин. С ним вместе мы учились в одной школе, были хорошими товарищами. Он получил хорошее историческое образование, блестяще знал свой предмет, хорошо понимал окружающий мир. Михаил Филиппович хорошо использовал весь методический арсенал для донесения законов исторического развития до учащихся. Он любил свой преподавательский предмет и свою работу. В коллективе старался поддерживать ровные, деловые отношения.

Два года он работал моим заместителем по трудовому обучению, но по сокращению этой штатной единицы стал только учителем истории. К поручениям он относился с присущей ему мерой ответственности.

В принципе, мы прошли с ним одинаковый жизненный путь. Вместе вступали в комсомол, были членами одной партии, воспитывались на одних и тех же идеях и им же беззаветно служили. Он, так же как и я, воспитывался без отца, правда, семья у него была больше моей. Пожалуй, он один из тех людей, которых я больше всех знаю и ценю, как принципиального честного человека.

Михаил Филиппович прожил хорошую, достойную порядочного человека жизнь. Хотя многие, работавшие с ним, могли бы дать ему другую оценку, я сказал о нём то, в чём никогда не сомневался и не сомневаюсь.

Материальная база любого учебного заведения и его преподавательские кадры являются решающим и определяющим фактором в повышении качества знаний его питомцев. Конечно, в нашей школе оба этих момента не полностью отвечали поставленным задачам и требованиям к среднему учебному заведению, но по сравнению с другими школами района, мы имели большое преимущество. В принципе, на том отрезке времени мы имели полную возможность решать задачи образования и воспитания учащихся.

Наряду с активизацией учебной работы, мы стремились активизировать и внеклассную воспитательную работу. Вся сеть предметных, технических и эстетических кружков работала по расписанию и, как правило, без срывов. Практически, школа занималась в одну смену, поэтому начиналась эта работа строго в 8 часов и заканчивалась в 20. Каждую пятницу проводились вечера отдыха с тематическим направлением.

Управлением внеклассной работы занимались комитет комсомола, совет дружины и ученический комитет. Мне приятно вспоминать наших замечательных секретарей комсомольских организаций Боярова Фёдора, Кочнову Александру, Шитову Тамару, Котина Алексея, которые были настоящими вожаками молодёжи. У них хватало времени и на хорошую учёбу и на проведение всей внеклассной работы.

Каждый понедельник под руководством ученического комитета проводилась общешкольная линейка по 5-10 классам, где очень серьёзно подводились итоги работы школы за неделю. Ребята своим зорким оком отслеживали все маломальские отступления от норм поведения не только в школе, но и вне её. В селе все люди на виду, и каждый неверный шаг или поступок во вне учебное время получал общественную оценку. На территории школы были разбиты школьный фруктовый сад и огород, но никто не смел войти на их территорию без разрешения или сорвать, например, яблоко. За всем этим хозяйством ухаживали ученики, и они знали цену каждого выращенного плода.

Школа продавала много яблок, смородины, огурцов, моркови и лука. Мы полностью на весь год заготавливали фрукты и овощи для питания учащихся в столовой. Для этого у нас были хорошие плодовоовощные хранилища. Школа имела свой спецсчёт в банке, и на заработанные деньги учащиеся бесплатно ездили на экскурсии.

Территория школы в любое время года выглядела красиво, была опрятна убрана. У нас не было дворников, уборка территории полностью осуществлялась учениками. Ребята, учившиеся и закончившие школу, считали её своим вторым домом, с большим уважением относились к ней. Мы не знали случаев, чтобы кто-то из учеников сделал надпись на ученическом столе или фасаде школьного здания.

Сельская школа тем и отличается от городской, что дети здесь более воспитаны и трудолюбивы.

После моего увольнения, ещё несколько лет жили в школе устоявшиеся традиции. Но постепенно из-за частой смены директоров они стали отмирать, и школьный сад, в итоге, погиб. Да и учащихся в школе стало мало, потому что их приток из других восьмилеток прекратился, так как порядка в школе не стало.

Школа хороша там, где есть строгая, сознательная дисциплина. Такая дисциплина будет поддерживаться и воспитываться только крепким образованным учительским коллективом, руководит которым директор, умеющий нацеливать коллег на выполнение поставленных государством задач.

Через три года после моего увольнения к руководству школы пришёл Николай Михайлович Юрин, который кроме пьянства ничем не занимался. В результате, все традиции были утрачены, и школа потеряла былую славу.

Мемуары
3910 интересуются