Найти тему
Человек и ВездеХод

Яхта легла на воду, но парус не порвался. Два сломанных блока и другие последствия брочинга

Гонка Калимнос - Нисирос. Второй этап на регате Родос Кап в Греции. Ветер попутный, я работаю тактиком, руковожу экипажем на яхте Bavaria 40

При хорошем попутном ветре мы пару часов летели под генакером, казалось, еще пара часов и мы на финише с неплохим результатом. Но позже мы еще раз убедились, что в море нельзя загадывать наперед

Борьба после старта. Догоняем соперников
Борьба после старта. Догоняем соперников

Ветер стих до абсолютного штиля, яхта практически встала, а паруса обвисли. Вся команда села на подветренный борт, чтобы хоть немного закренить лодку и создать профиль парусов

Все яхты были разбросаны по дистанции, казалось, гонка замерла. Вспомнилось старое выражение про "шахматы на воде" в сравнении с парусным спортом

Как я и предполагал, штиль был кратковременным, ветер изменил направление и начал раздувать с противоположной стороны, но тоже попутно. Мы быстро перенесли генакер на другой борт, и яхта начала набирать ход

Мы оказались наветреннее остальных, при изменении ветра это было не очень кстати
Мы оказались наветреннее остальных, при изменении ветра это было не очень кстати

Теперь ветер становился все сильнее, а волны больше. Рулевому нужно быть максимально внимательным при такой погоде. Если во врем не увалиться под ветер и не потравить шкот генакера на порыве, то яхту может резко и неконтролируемо привести к ветру

Обычно это сопровождается креном, перо руля выходит из воды и яхта не управляется, лежит на боку, а паруса полощутся и в худшем случае рвутся. Такое явление и называется "брочинг", тот самый, которого все боятся

Яхта шла уже восемь узлов, я постоянно подсказывал ребятам, когда нужно подобрать или потравить шкот. Но в один момент яхта все-таки легла на воду. Правда мы быстро среагировали. В данной ситуации было проще всего убрать парус, что мы и сделали. Но это был не последний брочинг на этой гонке(на этот раз мы "отделались легким испугом")

Это фото из Италии(озеро Гарда), Мы гонялись на небольших спортивных яхтах J70. За фото спасибо Мария Гурьева
Это фото из Италии(озеро Гарда), Мы гонялись на небольших спортивных яхтах J70. За фото спасибо Мария Гурьева

Некоторое время, пока баковые матросы перебирали генакер, остальные отдыхали. Многие первый раз столкнулись не только с брочингом, но и с парусным спортом в принципе. До финиша оставалось не больше пяти миль. Мы зашли за остров, волна стала немного меньше и ветер как будто стал более ровным

Самое время, чтобы финишировать под генакером и нагнать несколько лодок. Ребята с осторожностью подняли парус, но сделали все быстро и слаженно. Яхта сразу добавила хода, и я уже рассчитывал время до финиша

Нам оставалось пройти не больше полумили, ребята привыкли к управлению и справлялись. И тут я решил спуститься в каюту на секунду...

Хорошая практика работы с генакером. При сильном ветре всегда интереснее
Хорошая практика работы с генакером. При сильном ветре всегда интереснее

Так и было. Я прыгнул в каюту за камерой и сразу наверх. Смотрю - яхту приводит, нужно травить шкот, причем момент уже упущен. Матрос перетравил веревку, и ее закусило на лебедке. Яхта легла на воду, причем сильнее чем в прошлый раз. Парус полоскался, но т.к. мы не могли его отдать, яхту то и дело прикладывало, как детскую игрушку-неваляшку

Сначала я попробовал убрать парус с кормы, но шкот неистово бился сильными рывками, парус хлопая так и норовил вырвать веревку из рук

Тут я в очередной раз почувствовал мощь и силу природы. В один момент мою руку с веревкой так дернуло, что было такое ощущение, как будто меня ударило током. Мелкие импульсы пронизывали руку от плеча до кисти, я практически не мог двигать ей. Подумал даже, что сломал

А рука в итоге прошла. Повезло
А рука в итоге прошла. Повезло

Но времени на мысли не было, нужно было убрать парус и финишировать. Я побежал по подветренному борту по колено в воде, чтобы отдать передний угол(галсовый) паруса. В это время команда травила фал генакера и через некоторое время парус был на борту

Мы финишировали через несколько минут после брочинга. Не хватило совсем немного времени и концентрации, чтобы придти под генакером

Когда мы пришли на берег, я посмотрел что стало с двумя основными блоками, через которые шла веревка. Печальная картина. Большие блоки, рассчитанные на нагрузки в несколько тонн были искорежены. В одном из них тоже застрял шкот, который еще долго я не мог вытащить. Главное, парус не порвался, а значит мы можем гоняться дальше и сохраним депозит

Выводы.

  • Нельзя терять концентрацию даже не надолго. Обычно я помогал ребятам расправлять заклинившую веревку и мгновенно реагировал. Было достаточно одного момента, когда меня не было рядом, и произошла такая ситуация
  • Если заклинило шкот, то генакер нужно убирать со стороны галсового угла. Так удобнее и безопаснее
  • Ребята получили опыт брочинга и управления яхтой в экстремальных ситуациях. А это неплохо. В каждой гонке приобретается опыт, который может пригодится и в туристическом плавании на яхте
Регата в Греции продолжалась. У нас впереди еще был день отдыха на острове Нисирос...

Павел Минаев

Было интересно и полезно - подписывайтесь на канал Человек и ВездеХод, чтобы следить за приключениями. Серия статей про гонки в Греции продолжается. Личный опыт и истории из жизни. Задавайте вопросы - всем отвечу

Также в моем инстаграм: pavelvminaev

И на видео: Человек и Вездеход