Гонка Калимнос - Нисирос. Второй этап на регате Родос Кап в Греции. Ветер попутный, я работаю тактиком, руковожу экипажем на яхте Bavaria 40
При хорошем попутном ветре мы пару часов летели под генакером, казалось, еще пара часов и мы на финише с неплохим результатом. Но позже мы еще раз убедились, что в море нельзя загадывать наперед
Ветер стих до абсолютного штиля, яхта практически встала, а паруса обвисли. Вся команда села на подветренный борт, чтобы хоть немного закренить лодку и создать профиль парусов
Все яхты были разбросаны по дистанции, казалось, гонка замерла. Вспомнилось старое выражение про "шахматы на воде" в сравнении с парусным спортом
Как я и предполагал, штиль был кратковременным, ветер изменил направление и начал раздувать с противоположной стороны, но тоже попутно. Мы быстро перенесли генакер на другой борт, и яхта начала набирать ход
Теперь ветер становился все сильнее, а волны больше. Рулевому нужно быть максимально внимательным при такой погоде. Если во врем не увалиться под ветер и не потравить шкот генакера на порыве, то яхту может резко и неконтролируемо привести к ветру
Обычно это сопровождается креном, перо руля выходит из воды и яхта не управляется, лежит на боку, а паруса полощутся и в худшем случае рвутся. Такое явление и называется "брочинг", тот самый, которого все боятся
Яхта шла уже восемь узлов, я постоянно подсказывал ребятам, когда нужно подобрать или потравить шкот. Но в один момент яхта все-таки легла на воду. Правда мы быстро среагировали. В данной ситуации было проще всего убрать парус, что мы и сделали. Но это был не последний брочинг на этой гонке(на этот раз мы "отделались легким испугом")
Некоторое время, пока баковые матросы перебирали генакер, остальные отдыхали. Многие первый раз столкнулись не только с брочингом, но и с парусным спортом в принципе. До финиша оставалось не больше пяти миль. Мы зашли за остров, волна стала немного меньше и ветер как будто стал более ровным
Самое время, чтобы финишировать под генакером и нагнать несколько лодок. Ребята с осторожностью подняли парус, но сделали все быстро и слаженно. Яхта сразу добавила хода, и я уже рассчитывал время до финиша
Нам оставалось пройти не больше полумили, ребята привыкли к управлению и справлялись. И тут я решил спуститься в каюту на секунду...
Так и было. Я прыгнул в каюту за камерой и сразу наверх. Смотрю - яхту приводит, нужно травить шкот, причем момент уже упущен. Матрос перетравил веревку, и ее закусило на лебедке. Яхта легла на воду, причем сильнее чем в прошлый раз. Парус полоскался, но т.к. мы не могли его отдать, яхту то и дело прикладывало, как детскую игрушку-неваляшку
Сначала я попробовал убрать парус с кормы, но шкот неистово бился сильными рывками, парус хлопая так и норовил вырвать веревку из рук
Тут я в очередной раз почувствовал мощь и силу природы. В один момент мою руку с веревкой так дернуло, что было такое ощущение, как будто меня ударило током. Мелкие импульсы пронизывали руку от плеча до кисти, я практически не мог двигать ей. Подумал даже, что сломал
Но времени на мысли не было, нужно было убрать парус и финишировать. Я побежал по подветренному борту по колено в воде, чтобы отдать передний угол(галсовый) паруса. В это время команда травила фал генакера и через некоторое время парус был на борту
Мы финишировали через несколько минут после брочинга. Не хватило совсем немного времени и концентрации, чтобы придти под генакером
Когда мы пришли на берег, я посмотрел что стало с двумя основными блоками, через которые шла веревка. Печальная картина. Большие блоки, рассчитанные на нагрузки в несколько тонн были искорежены. В одном из них тоже застрял шкот, который еще долго я не мог вытащить. Главное, парус не порвался, а значит мы можем гоняться дальше и сохраним депозит
Выводы.
- Нельзя терять концентрацию даже не надолго. Обычно я помогал ребятам расправлять заклинившую веревку и мгновенно реагировал. Было достаточно одного момента, когда меня не было рядом, и произошла такая ситуация
- Если заклинило шкот, то генакер нужно убирать со стороны галсового угла. Так удобнее и безопаснее
- Ребята получили опыт брочинга и управления яхтой в экстремальных ситуациях. А это неплохо. В каждой гонке приобретается опыт, который может пригодится и в туристическом плавании на яхте
Регата в Греции продолжалась. У нас впереди еще был день отдыха на острове Нисирос...
Павел Минаев
Было интересно и полезно - подписывайтесь на канал Человек и ВездеХод, чтобы следить за приключениями. Серия статей про гонки в Греции продолжается. Личный опыт и истории из жизни. Задавайте вопросы - всем отвечу
Также в моем инстаграм: pavelvminaev
И на видео: Человек и Вездеход