Если проанализировать ход сражения, то обращает на себя внимание, что все три сильнейших броненосца были потоплены в самом конце боя, а Бородино так и вообще последними залпами.
Так что продержись эскадра ещё немного, потерь в дневном бою было бы меньше.
Успех ночью зависел от способности двигаться в затемнении.
А вот на следующий день многое зависело от того, как быстро у японцев кончатся снаряды. Ведь их запасы небезграничны.
Ну а теперь рассмотрим подробнее, что могло приблизить нас к требуемому результату.
Дневной бой 14 мая
В целом мы можем лишь повторить те выводы, которые были сделаны Костенко и изложены у Новикова-Прибоя.
Так, могла ли повышенная скорость русской эскадры повысить её выживаемость? Конечно. Даже несколько узлов делают более трудной задачу для японцев выйти в голову русской колонны.
А, значит, транспорты могли быть отправлены в обход Японии в сопровождении того же Урала.
Ещё одна гибель – Броненосца Ослябя целиком на совести Рожественского. Ибо слабо бронированный корабль во главе отряда, да ещё и застопоривший машины вследствие неудачного манёвра флагмана стал отличной мишенью.
Разделение отрядов тоже могло быть другим и даже меняться в зависимости от обстоятельств. Но в целом это должно было быть 2 основных отряда, а на условном крейсере Светлана мог находиться координирующий штаб. Ну а во главе 2-го отряда мог стоять более устойчивый к огневому воздействую Николай I.
В итоге русская эскадра дольше сохраняет свою боеспособность и имеет больший шанс нанести повреждения противнику. Это в свою очередь ослабляет вражеский огонь, что ещё больше повышает шансы русских. Положительная обратная связь.
В итоге, несомненно, мы имели бы выведенные из строя и даже потопленные Суворов и Николай. Но остальные могли уцелеть.
Но и у японцев могли быть существенные повреждение в виде вышедшей из строя машины или рулей, а то и взрыва погреба с боеприпасами. Реально в силу этих причин из боя на несколько часов выходил Асама. И этот пример мог бы стать не единственным. Так взрыв котлов грозил Идзумо. Но снаряд не взорвался.
Условно пусть соотношение будет 2:1 в пользу японцев.
Но главным итогом стало бы сохранение целостности эскадры.
Ночные атаки миноносцев
В ходе ночного боя вряд ли удалось избежать потерь. Но если бы это были бы не 4 корабля, а, скажем 2, то в целом на второй день на плаву могло находиться ещё 8 броненосцев.
Следует учитывать, у русских тоже были миноносцы. Отправленные ночью на охоту они тоже могли достичь успеха. Допустим жертвой стал бы 1 броненосец.
Итого на второй день 10 против 8. И да, боеспособность русских снижена более чем на половину.
Боевые действия 15 мая
Но, как я уже говорил, тут многое зависело, как быстро у японцев закончатся снаряды.
Официально расход крупнокалиберных снарядов был не больше половины, но не все оставшиеся снаряды могли быть задействованы в силу повреждения орудий или механизмов подачи снарядов. И если бы сопротивление русской эскадры в первый день было более сильным, то и количество повреждённых орудий у японцев могло быть больше.
Условно можно принять в расчёт, что снарядов было ещё на 2.5 часа боя той же интенсивности, что и в первый день.
Русским, безусловно, этого хватило бы. Хотя, скорее всего, бой рассыпался бы на отдельные группы. А кто-то, возможно, попробовал и прорваться бы, развив максимальную скорость и воспользовавшись каким-нибудь удачным попаданием в противника (условный Ослябя).
Т.о. условно во Владивосток могли прорваться 1 броненосец и несколько крейсеров.
Но здесь мы ещё не рассмотрели вопросы тактики.
Тактика боя
Тактические приёмы разработаны не были и в походе не отрабатывались. А ведь могли бы. Главный вопрос, а как планировали противостоять более высокой скорости японской эскадры и их попыткам сделать Т.
Например, разворот 1-го русского отряда на 180 градусов мог привести к попытке выйти в голову 2-му японскому отряду и нанести повреждения «Идзуме» Камимуры, пытавшегося охватывать голову 2-го русского отряда.
Повреждения флагманов – это всегда серьёзно. Это грозит временному выходу из боя всего отряда.
И это вклад в копилочку на повышения шансов ко 2-му дню.
Вопросы стратегии
Реально кроме прорыва во Владивосток другой цели не было. Однако же что дальше? Владивосток должен был стать базой для дальнейших действий. Но каких?
В условиях превосходства на море противника шанс получают только быстроходные корабли. А это крейсера.
Реально боеспособным после Цусимы мог остаться только лишь крейсер Россия из Владивостокского отряда. И, например, Олег с Авророй, если бы их повреждения оказались бы быстро устранимыми.
А их основными противниками стали бы большие крейсера, а также Кассаги и Читосе, как наиболее скоростные и мощные из состава лёгких сил. Вот эти два последних и должны были быть устранены в первую очередь.
Оба крейсера могли или входить в состав разведочных сил или попробовать навязать бой русским крейсерам.
В реальном бою Кассаги получил повреждения от огня броненосце и покинул сражение. Соответственно, персональное задание по устранению Кассаги и Читосе мог бы получить, например, Ослябя.
Вообще неучастие Кассаги и Читосе в военных действиях на второй день давало русским крейсерам хороший шанс отогнать и даже нанести ущерб японским разведчикам. Просто потому, что по отдельности японские крейсера были слабее наших. А все одновременно в одном месте они бы вряд ли оказались.
Смена командования
Однако применить все эти решения мог только командующий. Раз Рожественский сделал то, что сделал, нужен был другой человек. Логичнее всего было назначить на этот пост человека, имеющего успешный опыт противостояния с японцами.
По сути единственной кандидатурой был командир крейсерского отряда во Владивостоке Иессен.
Иессен мог быть назначен, например, командиром 3-й эскадры вместо Небогатова и заменить Рожественского после воссоединения.
Тем более, что после гибели 1-й эскадры в Порт-Артуре оптимизм Рожественского весьма поиссяк.
Здесь мы приближаемся к вопросам уместности отправки 2-й эскадры и сроков её отправки. Но это уже вопрос других статей.
Резюме
Успех или не успех любого дела зависит от суммы небольших обстоятельств. Слишком много факторов для русских сложилось против, что и предопределило конечный исход.
Но, по крайней мере, часть факторов была подвержена коррекции, а, значит, чашу весов можно было склонить если не в свою Сторону, то хотя бы не к катастрофе.
Прорыв во Владивосток даже части кораблей, в особенности крейсеров, оставлял шансы на активную компанию на море. Оно же могло исключить попытку японцев высадиться на Сахалине.
Ну а Манчжурская армия могла попробовать перейти в наступление.
Читайте также:
Порт-Артур сдан. Что делать 2-й тихоокеанской эскадре?
Российские крейсера в РЯВ могли иметь успех
Первая Тихоокеанская эскадра. Был ли шанс на победу?