Фотографировать я начал еще в далекие советские годы примерно с класса 5го. Это был 1975 год.
Интерес к фотоделу передался мне от папы. Он с молодости увлекался этим занятием. Когда мне было лет 6, отец мне впервые показал как печатать фотографии. Ванная комната на время превращалась в фотолабораторию, зажигался волшебный красный фонарь. И я видел как странный, ни на что не похожий предмет (фотоувеличитель) проецирует в рамочку негативное изображение. Вставляется фотобумага, несколько мгновений экспонируется и погружается в плоскую ванночку. И , о чудо! Постепенно на белом листе выплывает картинка. Ванночку покачивает папина рука, проходят небольшие волны, что создает еще большее ощущение чего то необыкновенного, завораживающего. Мое детское потрясение от увиденного было сравнимо с тем как если бы я столкнулся с настоящей магией. С тех пор я понял, что обязательно в будущем мне надо будет освоить это дело.
Первый фотоаппаратик, который у меня появился, была самая массовая полудетская беззеркальная простая камера "Смена 8м". До сих пор у меня где то в шкафу валяется. Это была коробочка с объективом триплет, состоящим из 3х линз. Кстати, довольно таки резкорисующая оптика. Даже на удивление.
Чтобы сделать снимок, необходимо было вручную установить три параметра- выдержку, диафрагму и расстояние до объекта. Да, еще нужно было не забыть перемотать колесиком пленку до следующего кадра. Иначе получатся кадры с наложением. Частенько горе-фотографы забывали это сделать и получались комбинированные изображения, иногда вызывающие бурное веселье своими неожиданными сочетаниями. Поэтому, прежде, чем нажать на спусковую кнопку приходилось затрачивать некоторое время на то, чтобы на глазок или по специальным приборам определить какие значения необходимо выставить. Для этого существовали специальные приборы. Фотоэкспонометр, который определял освещенность (чаще всего это был "Ленинград") и дальномер.
Дело в том , что на "глазок" иногда было трудно определить расстоя
ние до снимаемого объекта.
Можно было ошибиться, например, вместо 8 метров поставить 6м., и тогда могло получиться нерезко. Народ как то исхитрялся и закрывал, насколько возможно, отверстие диафрагмы (для получения большей глубины резкости ), но приходилось компенсировать другой параметр. Но не всегда была такая возможность, Т. к. при слишком длительной выдержке кадры могли тоже получиться смазанными. Об автоматической экспозиции тоже тогда и речи не было. Затем фотограф доставал экспонометр, замерял количество света, немного наклоняя к земле, чтобы исключить погрешность от яркого неба и устанавливал нужные значения выдержки и диафрагмы и только после этого нажимал на спуск. Были и специальные значки-подсказки. Например, при средней диафрагме "восьмерке", выдержка выставлялась по погоде. Солнце (1/250), пасмурно (1/60), и т. д.
Вам сейчас кажется это смешно? Понимаю. Когда сейчас любой ребенок вскидывает телефон, не задумываясь нажимает на к соответствующую кнопочку и получает прекрасную картинку. Тогда это было совсем не так. Чтобы получилось в результате нормальное качество, необходимо было соблюдать все эти требования к установкам. Сделать приличный снимок было не так то легко. Это было целое искусство. К тому же, в пленке было всего 36 кадров, приходилось тщательно кадрировать и прицеливаться, чтобы не тратить пленку впустую (серийной съемки , естественно, тоже не было). А все фотоматериалы были весьма дорогие. И нужно было всегда заранее хотя бы примерно знать сколько пленок может понадобиться. Вы сейчас можете себе представить что такое 36 кадров? Для современной техники - это 3-4 нажатия на спуск. Так же необходимо было зарядить аппарат пленкой, соответствующей освещению. например, если Вы знаете, что съемка предстоит в яркую, солнечную погоду, можно использовать пленку с чувствительностью 65 ед. А если в помещении, то 130 или 250 ед.
Это была самая высокая в то время чувствительность. Вернее, из тех, что можно было купить. В помещении, как правило, подсвечивали вспышками, которые работали либо от сети , либо от аккумуляторов, были весьма тяжелыми и носились в сумке через плечо.
Но некоторые доставали где то на предприятиях через знакомых рулон с невероятными для тех времен, если память не изменяет, 2000 ед. Это была специальная пленка, предназначенная для аэрофотосъемки. Правда, недостатком была ее очень высокая контрастность, что делало ее почти непригодным для обычных целей. Но за то я, например, ее с успехом использовал для создания фотокопий интересных для меня книг, которые мне приносили на вечерок.
Вообще, я Вам скажу, что в те далекие годы, это было занятие не для всех. Необходимо было приложить весьма много усилий для получения достойного результата. Хотя уже появились камеры с автоматической и полуавтоматической установкой экспозиции. Но они стоили, соответственно подороже.
Самым большим страхом, особенно начинающих фотографов, была боязнь засветки фотоматериалов. Пластмассовые кассеты многие использовали по несколько раз, наматывая на них рулонную пленку, и крышечка иногда слетала. Это было неприятно, т. к. моментально засвечивались края или даже целиком. Еще худший эффект мог произойти от внезапного неосторожного открытия крышки аппарата. Тогда заснятый материал пропадал и его было уже не спасти.
После съемки требовалась химическая обработка. Можно, было сдать в лабораторию, а можно было купить в "Кинолюбителе" проявитель с закрепителем (пакетики с порошками).
Не всех устраивало качество машинной проявки или готовых составов. И более требовательные любители , не говоря уже о профессионалах предпочитали сами обрабатывать. Был магазин химреактивов на улице 25 лет октября, где можно было на вес или в расфасовках купить разные вещества для фотодела. Фенидон, ментол, глицин, гидрохинон и пр. Были специальные рецептурные справочники, в которых предлагалось множество составов. Рецепты были сгруппированы по разделам.
Например:"Проявители с глицином", "с метолом", "мелкозернистые" и пр. У опытных любителей и профи были свои авторские или секретные рецепты, которые давали возможность получить не только мелкое зерно, детализацию, резкость, но и глубокую проработку в тенях. Для приготовления растворов использовались весы с чашами, маленькими гирьками и пинцетик, которым эти крошечные штуковины клались на чаши. В состав входило обычно от 3-4 до 8-10 различных компонентов. Мастера, знавшие секреты фотохимии знали какие вещества и в каких сочетаниях надо добавить для достижения нужных эффектов.
Процесс приготовления занимал обычно немало времени и требовал внимания. От правильности соблюдения технологического процесса очень сильно зависело качество изображения. Некоторые фотографы использовали "тюнинг" растворов, выдерживая их сутки, или предварительно опустив в них ненужную пленку. Происходила химическая реакция, выделялись новые вещества, те в свою очередь опять вступали в реакцию (какую то очень сложную, которую мы в техникуме пытались расписать на пол страницы) и состав приобретал еще более ценные свойства, т. к. в нем образовывались новые проявляющие вещества.
Приготовленный раствор нужно было охладить до определенной температуры, причем с высокой точностью. Для этого банку с проявителем ставили в холодную воду, и помешивая, замеряли термометром температуру. Затем жидкость заливали через специальное отверстие в бачок, с предварительно намотанной в него пленкой. Заряжать бачок необходимо было в полной темноте. Использовали ванну, туалет или чулан. Если через щели пробивался хоть малейший свет, заделывали одеялами. Если кто то из домашних, несмотря на предупреждения, случайно включал свет снаружи, все было испорчено. Оставалось только глубоко вздыхать.
Можно было так же использовать специальный темный рукав.
Чтобы заправить бачок тоже требовался некоторый навык. Пленка должна была попасть строго в пазы и пройти по спирали внутрь, причем ее поверхности не должны были нигде соприкоснуться иначе в этом месте жидкость плохо проникала и изображение было испорчено. Нежелательно было так же оставлять отпечатки пальцев, особенно со стороны эмульсии, т. к потом они становились очень заметны.
Для обычных ч/б пленок требовалось приготовить 2 раствора -проявитель и закрепитель. Для цветных пленок порядка пяти-шести. Причем для каждой операции был предусмотрен свой температурный режим. Если отклонения от правил при обработке ч/б пленок (например, увеличенная температура) приводили к перепроявке (Эх, слова то какие ностальгические), Изображение в этом случае было затемненным, то недопроявка приводила к недоэкспонированию (осветленнию).
Необходимо было очень точно следить за временем, т.к. это тоже сильно влияло на конечный результат. Помогали в этом специальные механические фото таймеры, которые заводились на определенное количество минут и по истечении срока истошно звенели.
При нарушении технологии проявки цветной пленки, это было чревато не только описанными ранее последствиями, но и непоправимыми ошибками в цветопередаче. Плавающую в бачке сердцевину все время нужно было подкручивать для улучшения циркуляции жидкости. Важно было отслеживать температуру в процессе обработки. Например, если должно быть 19 градусов +-0,5, а за 15 мин., а происходит нагрев до 22х, то это было нежелательно. В бачок вставлялся термометр для отслеживания данных. И, при необходимости корректировалось с помощью холодной ванночки, куда ставился бачок.
После проявки и фиксирования (и промежуточной промывки) следовала окончательное ополаскивание под проточной водой. Лучше всего было пленку развернуть, прикрепить прищепкой к веревке и с двух сторон ее подержать под холодным душем. Затем в этом же положении ее оставляли сушиться. После этого аккуратно сматывали в рулончик эмульсией внутрь и заворачивали в бумажку, чтоб не пылилась.
Если не соблюдалась инструкции, например, проявлялись в более теплом растворе, могла случиться, т. н. ректикуляция- сморщивание, растрескивание эмульсионного слоя, но для этого уже нужно весьма "постараться".
Как видите много опасностей подстерегало фотолюбителя.
Следующий этап-фотопечать.
Фотоувеличитель- вертикальный проектор, рядом с которым обычно ставились 3 ванночки- с проявителем, фиксажем и водой. Фотобумагу тщательно подбирали.
Печатать начинали , имея в запасе три вида бумаги- контрастную, нормальную и мягкую, и применяли ее в зависимости от исходной картинки. Например, если на негативе преобладали серые тона, то брали контрастную бумагу, пытаясь компенсировать недостатки, и наоборот. Был так же выбор-матовая. глянцевая, полуматовая и тисненная. Была еще тонированная "Бромпортет", которая давала немного коричневатый оттенок, что хорошо было для портретных фото..
Цветная печать требовала гораздо больших усилий и умений. И была делом, неподъемным для многих и в материальном смысле (Было реально недешево) и в плане трудоемкости. Предварительно готовилось 4-5 растворов с промежуточной промывкой. Но самое непростое было добиться правильной цветопередачи. Делались последовательно несколько маленьких пробных отпечатков обрабатывались и анализировались какой оттенок преобладает. Подбирался соответствующий цветной корректирующий фильтр и вставлялся в увеличитель. Важно было угадать его плотность. Часто приходилось сочетать различные фильтры. Цветная бумага была очень дорогая, поэтому один лист приносили в жертву, разрезали на маленькие кусочки и методом проб и ошибок достигали нужного результата. И только потом печатали на полный формат. Впоследствии уже появились и рамки с цветоанализатором, которые подсказывали какого цвета светофильтр и какой плотности нужно использовать.
Затем - процесс обычной сушки, когда раскладывали на газетках до высыхания и последующего разглаживания под прессом или укладкой между страницами. Или глянцевание. Спец. сушильные аппараты, придающие блеск. Были бытовые глянцеватели и промышленные, барабанные, существенно ускорявшие эту операцию.
Мокрые отпечатки валиком приглаживали к блестящим пластинам , ставили в аппарат и ждали потрескиваний, значит готово.
Постольку поскольку изображение увеличивалось во много раз с небольшой 35мм пленки, то особым злом была пыль, которая становилась весьма заметна на снимке. Еще большим злом были царапины и микроцарапины, которые возникали при сматывании пленки или ее перемотке в увеличителе. Приходилось затем их ретушировать. Осуществлялось это с помощью набора колонковых кисточек разной толщины и анилиновых красителей. Почему колонОк?
У него очень тонкий упругий волос и можно делать весьма тонкие движения. Это занятие тоже требовало определенного мастерства. И еще большого терпения. На обработку одного отпечатка размером 18х24 требовалось иногда несколько часов. Этими же инструментами делалась, в случае необходимости, не только техническая, но и художественная ретушь, смягчались у модели мешки под глазами , убирались блики, двойные подбородки, рисовали тени, дорисовывались челки, завитушки и пр. В некоторых случаях приходилось делать это пользуясь увеличительными стеклами.
Хорошего качества не так легко было добиться в ч/б фотографии, а в цветной еще тяжелее. Качество цв.фото зависело так же от использования пленки. Например советская "Cвема" давала мягкие цвета с проработкой полутонов, но быстро выцветала. Более желанной для многих была Орвохром (пр. ГДР), на которой получались более контрастные, насыщенные и прозрачные цвета, да и сохранялась она намного дольше. Но была, соотвественно , и дороже. (3-4 р.)
Занятие фотографией в советское время было делом недешевым. Однажды ( в 80-е годы) мне в руки попался журнал "Америка". В одной статье там рассказывалось о "несчастном" безработном, который, как там было сказано, "коротает все свое свободное время занятием цветной фотографией".
И довольная, смеющаяся физиономия бородатого, уволенного полгода назад с работы, чувака, на шее которого висел дорогой профессиональный "Никон". За спиной приклеены его шикарные выставочные работы.
"Ничего себе"-подумал я. Я здесь вкалываю в 2 смены и не могу себе позволить заниматься цветным фото. Ну так, только изредка, по очень особым случаям. А он полгода, понимаешь ли, не работает и "коротает время" занимается тем, о чем мне даже мечтать не приходится. (Это так, к слову).
Кроме "Смены" и "Вилии" ( последняя, кстати, снимала в автоматическом режиме) были и более продвинутые аппараты , "ФЭДы", "Киевы", "Зениты". Я первый свой "Зенит" купил в 1980г., выстояв огромную очередь в магазине "Кинолюбитель". (Неожиданно выбросили, как тогда говорили). Аппарат был с олимпийской символикой. И поэтому продавался с наценкой, если память не изменяет, 15 процентной. Самые дефицитные товары стали продавать либо с олимпийским значком, либо с Мишкой. В народе шутили:"Отвратительная рожа. Где она, там все дороже!"
К слову сказать, олимпиада была проигнорирована большинством развитых стран, в связи с вводом советских войск в Афганистан. Вместо олимпиады она превратилась в спартакиаду народов СССР и примкнувшим друзьям типа Кубы. Но олимпийский Мишка пропихивался где только можно, пока не улетел на воздушных шариках под печальную песенку Александры Пахмутовой. Что и было мной заснято как раз на этот самый аппарат.
Были и еще всякие интересные бюджетные аппараты. Например, очень популярный "Любитель", снимающий на широкую пленку. На нем получались квадратные кадры как для Инстаграм. :) Вот, например, такие.
Потом у меня были Зениты-автоматы, ТТL, и немецкая "Практика"
Многие мечтали о ГДР-овском аппарате "Pentacon". Один мой приятель по техникуму его все таки приобрел, б.у. , конечно. И случайно где то забыл на лавочке в сумке.
Когда он минут через 10 вернулся, там собралась целая толпа мужиков с опаской разглядывающий зачехленный тяжелый предмет. А у него еще на футляре красовалась крупная надпись "Pentacon" . Они даже открыть не решились. Вдруг там бомба, да еще написано как буд-то "Пентагон". А времена были советские, стремные. Еле еле он уговорил их вернуть ему.
Ну в общем, к чему я это все говорю. В те далекие времена, чтобы получить хорошее фото, нужно было быть специалистом. Теперь несравненно, несравненно проще. Я помню как меня поразило в свое время, когда я впервые увидел цифровые фотографии, сделанные обычными людьми. А у меня был некоторый перерыв в занятиях фотоделом , в связи с тем, что открылась сильная аллергия на химикаты. Надышался, что называется, на много лет вперед. И когда появилась цифра, я понял, что смогу опять вернуться к этому занятию. Отсутствие мокрых процессов обнадеживало. Радовало так же и технологическая простота, освобождающая время для творчества а не для бесконечного взвешивания и перемешивания порошков.
Да, ушла целая (аналоговая) эпоха, но за то какие перспективы открылись.
Я помню как в середине 90х моя знакомая прислала по эл. почте шикарное цв. фото, которое только что сделала на берегу Индийского океана. Было что то вроде "культурного шока". Все разговоры о том, что цифровое изображение хуже не выдерживает никакой критики. Давно уже не так. Хотя есть еще чудаки ( в хорошем смысле), снимающие на пленку. Может в этом что то и есть. Но я к пленке уже точно не вернусь никогда.
Если Вам понравились мои фотки и тексты, будем дружить. Подписывайтесь, ставьте лайки!
"