Тема: Автоматизация звука ч.
Цели:
1. Познакомить с упражнениями для автоматизации звука ч.
2. Развивать устную и письменную речь.
Оборудование: ручка, тетрадь.
Ход:
I. Гимнастика для мускулатуры лица.
- На уроках я буду приводить различные варианты гимнастики. Все подряд делать не обязательно. Выбирайте то, что ближе лично вам. Делайте те упражнения, которые устраняют лично ваши проблемы. Согласитесь, у каждого они будут свои. Развивайте те лицевые мышцы, которые у вас наименее подвижны.
Упражнения повторяются по 10 раз.
- Посмотрите вдаль. Широко откройте глаза. Сделать это нужно так, как будто вы удивляетесь. В таком состоянии досчитайте до 10. Затем расслабьтесь. Через минуту повторите снова.
2. Положите указательные пальцы над бровями. Поднимайте брови вверх, оказывая сопротивление пальцам.
3. Положите указательный палец на кончик носа. Пальцем поднимайте его вверх. В это же время оттягивайте губы вниз. Удерживайте мышцы в таком положении10 секунд. Расслабьтесь на 10 секунд. Потом повторите заново.
4. Улыбнитесь. Положите указательный палец на губу под носом. Слегка надавите. Напрягите верхнюю губу так, чтобы напряжение почувствовалось пальцами.
5. Поднимите голову вверх. Вытяните вперёд нижнюю челюсть, зафиксируйте положение на 10 секунд. Потом вернитесь в исходную позицию.
II. Дыхательная гимнастика.
Упражнения повторить 5-6 раз.
1 . Весёлое детское упражнение. Можете поиграть с детьми, если они у вас есть. Им будут весело, а вам полезно. Упражнение позволит так же корректировать произношение. Говорим медленно:
У мишки дом огромный. – Делая глубокий вдох, поднимаемся на носочки и тянем руки вверх.
У мышки очень маленький. – Делая выдох, приседаем, опускаем голову, обхватываем колени руками.
2. Трубач.
Сесть набрать полную грудь воздуха. Сложенные рупором руки поднести ко рту. Медленно, но громко выдыхать со звуками «П-ф».
3. Каша кипит.
Сесть. Положить одну руку на живот, вторую – на грудь. Делаем вдох и втягиваем живот. На выдохе живот выпячиваем. Дышим равномерно под счёт «1-2-3-4-5».
4.Упражнение с палкой.
Встать. (Кто не может, встать – сесть ровно). Держим перед собой гимнастическую палку. Её можно заменить любым похожим предметом. На вдохе поднимаем палку вверх. На выдохе опускаем палку за голову. Затем на вдохе понимаем вверх, на выдохе опускаем перед собой.
III. Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик». Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2. «Трубочка». Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка». Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко». Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5. «Наказать непослушный язычок». Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка». Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
7. «Загнать мяч в ворота». Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Ворота постепенно отодвигаются.
Внимание. Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
8. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок». Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка).
10. «Гармошка». Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот.
11. «Кто дальше загонит мяч?». Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф».
IV. Разминка:
1.Медленно и чётко произносим слияния гласных со звуком ч: ча, чо, чу,чи ,че.
2. Медленно нараспев произносим слоги: ча-ча-ча-ча-ча, чо-чо-чо-чо-чо, чу-чу-чу-чу-чу-, чи-чи-чи-чи-чи, че-че-че-че-че.
3. Коротко произнести слоги: ач, оч, уч, ич, еч, яч, юч, ёч, ыч.
4. Чётко проговариваем слова: час, чёрт, чары, чужак, череда, дача, вечер, бричка, вьючный, луч, ключ, богач, дергач, бородач.
5. Тренируемся в произношении слов с разными сочетания ч: что, чрезмерный, членский, венчик, апчхи, бочка, вечно, ворчун, волчок, бахча, беречься.
II. Работа с чистоговорками:
Ча-ча-ча — купим два мяча.
Ач-ач-ач — быстро скачет мяч.
Ач-ач-ач — испечём калач.
Чи-чи-чи — в кухне калачи.
Ич-ич-ич — привезли кирпич.
Чи-чи-чи — грузим кирпичи.
Че-че-че — сумка на плече.
Еч-еч-еч — снимем ношу с плеч.
Чу-чу-чу — я стишок учу.
Чу-чу-чу - я на волю улечу.
Чи-чи-чи - у солнца теплые лучи.
Чи-чи-чи - вкусные калачи.
Ча-ча-ча - к Саше вызвали врача.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Чи-чи-чи - испекли мы калачи.
Че-че-че - сидит кошка на плече.
Юч-юч-юч - потеряла Оля ключ.
Ач-ач-ач - шел по полю черный грач.
Еч-еч-еч - у Сережи щит и меч.
Ач-ач-ач - у меня калач.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Уч-уч-уч - это луч.
Ич-ич-ич - на тебе кулич.
Яч-яч-яч - малыши играют в мяч.
Чок-чок-чок - вот веселый хомячок.
Чок-чок-чок - черный паучок.
Ичка-ичка-ичка - вот тебе водичка.
Ачка-ачка-ачка - бегает собачка.
Учки-учки-учки - у Димочки чистые ручки.
III. Работа со скороговорками:
Горячи калачи доставай из печи
В городе Сочи темные ночи
Часы стучали и стучали
Час за часом отбивали
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
- Челка пчелке на к чему
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.
IV. Развитие речи:
Сочинение по вопросам
В поликлинике
- Вы посещаете поликлинику?
- Поликлиника находится далеко от вашего дома?
- Ка вы туда добираетесь?
- Как вы записываетесь к врачу?
- Какого врача вы посещаете?
- В какое время чаще всего бывают ваши визиты?
- Что говорит вам врач?
- Какие советы он даёт?
-Вы выполняете рекомендации доктора?
Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e58e2c02e3a7b24d1699747/edit
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e5d726dcbeb42724acf8704/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?videoEditorPublicationId=658a7a97865a591d8bc813ab
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.