Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Автоматизация звуков. Урок 23 - Автоматизация звука Ц

Оглавление

Тема: Автоматизация звука ц

Цели:

1.Познакомить с упражнениями для автоматизации звука ц

2. Закреплять навыки устной и письменной речи.

Оборудование:

Ход:

I. Гимнастика для мускулатуры лица. Упражнения повторяются не меньше 10 раз.

1.Сядьте ровно. Улыбнитесь уголка губ, создавая впечатление, что пытаетесь скрыть непроизвольный смех.

2. Прижмите руками область лица, около ушей, слегка стягивая её к губам. Улыбнитесь в таком положении, сильно напрягая губы.

3. Поставьте кулаки один на другой. Обопритесь на них подбородком. Поднимайте подбородок руками.

4. Надувайте и сдувайте щёки.

5. Закройте рот. Сжимайте и разжимайте зубы, не раскрывая рта.

II. Дыхательная гимнастика. Упражнения повторяются по 10 раз.

1.Набираем полную грудь воздуха ртом и медленно выдыхаем со звуком ТУ- ТУ -Ту, имитируя гудок паровоза.

2. Набираем воздух носом и выдыхаем толчками, имитируя сигнал машины Би-би-би.

3. Набираем воздух ртом. Выдыхаем в среднем темпе, имитируя поднимающееся тесто: пых – пых -пых.

4. Набираем воздух носом и пропеваем гласные звуки А-а-а, О-о-о, У-у-у.

III.Артикуляционная гимнастика:

1.«Улыбка – Трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Футбол». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

3. «Чистим зубки 2». Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону

4. «Ириска»: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

6. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

8. «Лошадка». Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить,чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Внимание! Звук ц – это сложный комбинированный звук, который состоит из двух звуков, произносимых последовательно – т и с. Поэтому прежде, чем начать его постановку, стоит прочитать о том, как он произносится.

IV. Разминка:

1.Медленно произносим слияния согласного ц со всеми возможными гласными:

Ца, цо, цу, ци. Этим перечень ограничивается. Звук ц-всегда твёрдый. Произносить нужно медленно нараспев.

2. Отрабатывает произношение этих слияний: ца-ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо-цо, ци-ци-ци-ци-ци, цу-цу-цу-цу-цу-цу.

3. Произносим коротко: ац, оц, уц, иц, ец, яц, юц.

4. Тренируемся в произношении возможных сочетаний со звуком ц: вца, цве, цна, ерц, конц.

5. Произносим слова с буквой ц чётко и медленно: ниц, ТЭЦ, цап, цех, цеп, боец, лицо, овца, шпиц, шлица, цепи, отец, курица, сестрица, девица.

V. Работа с чистоговорками:

Ца-ца-ца — во дворе ов-ца.
Ца-ца-ца — сварим три яй-ца.
Ца-ца-ца — купим три коль-ца.
Ца-ца-ца — лужи у крыль-ца.
Цо-цо-цо — ветер дул в лицо.
Це-це-це — радость на лице.
Це-це-це — есть желток в яйце.
Цы-цы-цы — испечём хлебцы.

Ица-ица-ица — хитрая ли-си-ца.
Ицы-ицы-ицы — прилетели пти-цы.
Ицы-ицы-ицы — быстрые си-ни-цы.

VI. Работа со скороговорками:

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: "Цыц!"

Гусеница цепко
Цепляется за ветку
От скворцов скрывается
Ей скворцы не нравятся

VII. Развитие письменной речи:

Изложение

Листопад.

Осенью падают жёлтые листья с деревьев.

Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски.

Вот и начинается листопад.

1.Ответьте устно на вопросы:

- Почему осенью падают листья?

- Засуха осенью.

- Почему дерево не может взять воду?

2. Постарайтесь мысленно разбить текст на две части. Озаглавьте каждую из их частей. Запишите план.

3. Запишите текст в составленному плану.

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e563cfa3921b63e2061748d/edit

Следующий урок: https://dzen.ru/media/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/insult-vosstanovlenie-rechi-avtomatizaciia-zvukov-urok-24-avtomatizaciia-zvuka-ch-5e5b8d30abb82a51e9efb156

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.