Найти тему
Восстановление речи.

Инскульт. Восстановление речи. Автоматизация звуков. Урок 25 - Автоматизация звука Щ

Тема: Автоматизация звука Щ.

Цели:

1.Познакомить с упражнениями для автоматизации звука Щ.

2. Закреплять полученные знания.

Оборудование: ручка, тетрадь.

Ход:

I. Гимнастика для мускулатуры лица:

1.Сложите губы бантиком, как для поцелуя. В таком положении постарайтесь улыбнуться.

2. Дуем на одуванчик, сильно вытянув губы вперёд и напрягая их.

3. Поверните голову влево. Широко откройте рот, сильно напрягая мышцы. Затем расслабьтесь и повторите в правую сторону.

4. Сильно стиснуть зубы. Губы растянуть в улыбке. Надавать языком на нёбо и задержаться в этой позиции на 5 секунд. Зетам расслабиться.

II. Дыхательная гимнастика:

1.Ветерок:

Сесть ровно. Руки положить на колени. Сделать глубокий вдох. Повернуть голову направо. Собрать губы трубочкой. Медленно выдохнуть. Вернуться в исходную позицию. Сделать глубокий вдох. Повернуть голову налево. Медленно выдохнуть.

2. Маятник:

Сесть ровно. Руки поднять вверх. В исходной позиции глубокий вдох. Наклон туловища вправо – выдох. Исходная позиция- вдох. Наклон туловища влево – выход.

3. Лучше выполнять стоя. Можно сидя. Руки вверх – вдох. Руки опустить вниз – выдох.

4. Дует ветер:

Набрать полную грудь воздуха. Выдувать сначала медленно, затем усиливая натиск, как будто поднимается сильный ветер.

5. Нюхаем цветы:

Медленно вдыхать через нос, имитируя наслаждение ароматом. Выдохнуть через рот.

III. Артикуляционная гимнастика:

1.«Улыбка – Трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Футбол. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

3. «Чистим зубки 2». Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону

4. «Ириска»: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

6. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд

8. «Лошадка». Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

IV. Разминка:

1.Произносим медленно слияния с буквой Щ: ща, що, ще, щи, щу.

2. Произносим быстро закрытые слоги: ащ, ощ, ещ, ищ, ущ.

3. Произношение слов на увеличение количество звуков: лещ, пища, кощей, банщик, вмещать, военщина, завещание, воплощение. Слова произносить медленно, чётко проговаривая все звуки.

4. Произносим слова с различными сочетания звука щ: ещё, ищи, щуп, борщ, куща, плющ, роща, хвощ, нощно, отщип, нет щегла, вообще.

V. Работа с чистоговорками:

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща.
Ща-ща-ща – не поймает хищница леща.
Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

VII. Работа со скороговорками:

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.

Три щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

VII. Развитие письменной речи:

Попробуйте написать свою биографию, отвечая на мои вопросы:

- В каком году вы родились?

- Сколько вам сейчас лет?

- Какой город вы считаете родным?

- Кем были ваши родители?

- Сколько детей было в вашей семье?

- Есть ли у вас братья и сёстры?

- Где вы учились?

- Кем работали?

Это, конечно, не полная автобиография, но пока остановимся на этом .

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e5b8d30abb82a51e9efb156/edit

Этим уроком заканчивается вторая часть общего курса. Далее следует развитие речи.

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e5f48cca5280a20310c089f/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Инсульт. Восстановление речи. | Дзен

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.

​ ​