Найти в Дзене

Инскульт. Восстановление речи. Автоматизация звуков. Урок 25 - Автоматизация звука Щ

Оглавление

Тема: Автоматизация звука Щ.

Цели:

1.Познакомить с упражнениями для автоматизации звука Щ.

2. Закреплять полученные знания.

Оборудование:

ручка, тетрадь.

Ход:

I. Гимнастика для мускулатуры лица

1.Сложите губы бантиком, как для поцелуя. В таком положении постарайтесь улыбнуться.

2. Дуем на одуванчик, сильно вытянув губы вперёд и напрягая их.

3. Поверните голову влево. Широко откройте рот, сильно напрягая мышцы. Затем расслабьтесь и повторите в правую сторону.

4. Сильно стиснуть зубы. Губы растянуть в улыбке. Надавать языком на нёбо и задержаться в этой позиции на 5 секунд. Зетам расслабиться.

II. Дыхательная гимнастика

1.Ветерок

Сесть ровно. Руки положить на колени. Сделать глубокий вдох. Повернуть голову направо. Собрать губы трубочкой. Медленно выдохнуть. Вернуться в исходную позицию. Сделать глубокий вдох. Повернуть голову налево. Медленно выдохнуть.

2. Маятник

Сесть ровно. Руки поднять вверх. В исходной позиции глубокий вдох. Наклон туловища вправо – выдох. Исходная позиция- вдох. Наклон туловища влево – выход.

3. Лучше выполнять стоя. Можно сидя. Руки вверх – вдох. Руки опустить вниз – выдох.

4. Дует ветер

Набрать полную грудь воздуха. Выдувать сначала медленно, затем усиливая натиск, как будто поднимается сильный ветер.

5. Нюхаем цветы

Медленно вдыхать через нос, имитируя наслаждение ароматом. Выдохнуть через рот.

III. Артикуляционная гимнастика

1.«Улыбка – Трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Футбол. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

3. «Чистим зубки 2». Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону

4. «Ириска»: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

6. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд

8. «Лошадка». Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

IV. Разминка

1.Произносим медленно слияния с буквой Щ: ща, що, ще, щи, щу.

2. Произносим быстро закрытые слоги: ащ, ощ, ещ, ищ, ущ.

3. Произношение слов на увеличение количество звуков: лещ, пища, кощей, банщик, вмещать, военщина, завещание, воплощение. Слова произносить медленно, чётко проговаривая все звуки.

4. Произносим слова с различными сочетания звука щ: ещё, ищи, щуп, борщ, куща, плющ, роща, хвощ, нощно, отщип, нет щегла, вообще.

V. Работа с чистоговорками

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща.
Ща-ща-ща – не поймает хищница леща.
Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

VII. Работа со скороговорками

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.

Три щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

VII. Развитие письменной речи

Попробуйте написать свою биографию, отвечая на мои вопросы:

- В каком году вы родились?

- Сколько вам сейчас лет?

- Какой город вы считаете родным?

- Кем были ваши родители?

- Сколько детей было в вашей семье?

- Есть ли у вас братья и сёстры?

- Где вы учились?

- Кем работали?

Это, конечно, не полная автобиография, но пока остановимся на этом .

Итог:

Спросите больного, какие наиболее чрки факты из своей автобиографии он помнит.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/XluNMKu4KlHp77FW

Этим уроком заканчивается вторая часть общего курса. Далее следует развитие речи.

Далее, можно продолжить занятия по урокам в следующей подборке. Её вы найдёте по ссылке:

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.
​ ​