.
А начну я может быть, немного, издалека. В эпоху СССР, я застал в детстве время, когда намного больше уважалось знание народных песен, (опыта народного соборного опыта) , чем песен патриотических . Именно это знание - и воспринималась как самая глубокая любовь к Родине , к своей земле. В эпоху СССР был культ народной песни.Можно вспомнить Жанну Бичевскую, Л. Русланову, рязанский народный хор (кстати, очень красивый) , и другие ансамбли. Можно вспомнить Дубравку из повести Радия Погодина которая знала от бабушки много забытых народных песен, и на утесе их пела. И каким сразу же загадочным становился образ Дубравки. Она притягивала этим знанием забытых песен. И как испортился бы образ Дубравки, исказился бы и стал просто смешным если бы она стала петь что то эстрадно патриотическое., (даже если бы она стала петь про Ленина.,или про Сталина), она сразу же стала банальной, грубой, глупой, плоской. Из нее бы исчезла загадка, вокруг которой Погодин так тонко выстраивал ее образ. Радий Погодин был фронтовиком и патриотом. Но кроме этого он был психологом и художником с отменным вкусом, и с чувством суверенности души подростка. Потому я и любил его книги, как и народные песни. На этих явлениях я рос. К патриотическим же песням я, всегда, оставался, более менее, равнодушен. В патриотических песнях есть хор, а такого райского многоголосья - как в народных песнях, нет.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЮБИМОМ ДЕТСКОМ ПИСАТЕЛЕ ПОГОДИНЕ
.
Эту повесть Радия Погодина Шаг с Крыши, я и читал, и смотрел в детстве экранизацию, при этом читал я эту повесть, о волшебной синей вороне переносящей мальчика в разные времена, раз десять, и каждый раз- эта повесть меня волновала. Все таки, книга написана лучше, чем сделана эта неплохая экранизация. Да, и все что Радий Погодин писал, волновало. Очень уж романтично и увлекательно писал. Его книги напоминали сны наяву. Особенно нравилась его Дубравка. От его книг я ощущал тот самый волшебный и запретный воздух свободы, которого так не хватало душе.. Я бы сказал, что это самый "психоделичный" детский писатель. В ту, детскую мою пору я даже не знал, что у Радия Погодина была нелегкая жизнь. Это был писатель фронтовик, и один из немногих литераторов публично, заступившихся за Ахматову и Зощенко , за что его даже приговорили к лагерям за антисоветскую деятельность при Сталине , но к счастью, через два года, освободили. В пору моего детства, Радий Погодин часто выступал по радио, с передачами для детей. Тогда детей формировали книги, детские писатели. Даже не представляю что формирует современных детей - сейчас, кроме интернета , или, в лучшем случае хороших фильмов, которые стали редкостью. Я еще застал - хорошее время.
ОТКРОВЕННО О ТОМ, КОГО ТОЛЬКО МОЖНО ЛЮБИТЬ
.
Кого может мужчина по настоящему любить? Каждый судит по своему опыту. Но как мне кажется, по настоящему любить можно того, в ком видишь своего духовного предшественника , (благодаря чему, ты и возможен как ты) , того, по отношению к кому ты себя считаешь его продолжением и в этом смысле, любить можно только своего отца. Это не всегда означает твоего конкретного отца, ибо каждый земной отец - лишь являет ключ к Отцу Небесному...Скажем, я в детстве обожал писателя Радия Погодина, который и заложил в меня все мое детство, в большей мере чем мои родители, и мои учителя.Без его Дубравки и Шага с Крыши, не было бы ни моих стихов, ни моих рассуждений сейчас. Я был бы другим, не таким какой я есть. Потому что я не смог забыть эту любовь. Я не могу это сказать о писателе Гайдаре. Я не любил его Тимура, и его команду. Мне больше ,, почему то, был симпатичен Квакин. Может быть, потому, что он мне казался более свободным, и естественным подростком.
Был я равнодушен и к Николаю Островскому, (его Павел Корчагин мне казался недалеким и одержимым, хотя, я в то же время, любил детские рассказы о Ленине) , а Радий Погодин казался райским писателем. Я его и воспринимал как своего отца, и жил все детство только его книгами. Точнее, спасался ими.И любовь к женщине важна. Но в женщине мужчина больше видит свое продолжение, (чем себя видит продолжением ее образа) свое идеальное отражение, отражение своей души , в которой больше райского чем мирского. Даже в самой любимой женщине мужчина не видит своей предшественницы, того, от чего он берет свое духовное начало.
Такое начало мужчина может увидеть только - в своем отце.
НЕМНОГО О СТАРОМ СПЕКТАКЛЕ СИНЯЯ ВОРОНА
.
И, все таки, спектакль Синяя Ворона (по произведению Радия Погодина "Шаг с крыши") , получше фильма по этому же произведению, снятого в 1970 году...Фильм тоже хороший, но он более забавный, и детский. А спектакль, (поставленный в 1981 году) я бы сказал поромантичнее, и посерьезнее. В нем меньше всей этой шутовской , несколько портящей картину, карнавальности , а больше именно действия и слова, включения в историю - как больше в спектакле и на мой, взгляд, психологизма, тревоги, и напряжения. И мальчик получился сложнее. И девочка получилась в спектакле красивее, чем в фильме (ее сыграла Ольга Озерцковская, прекрасная, советская актриса, к сожалению, рано умершая .) Это важно. Потому что если следовать книге, главный герой школьник Витя, путешествуя во времени , и попадая к дикарям, замечает глядя на Ануку : надо же дикарка, а красивая. Я это хорошо запомнил. В фильме этого замечания Вити нет, и хотя, этой реплики нет и в спектакле , она словно бы прочитывается. Теперь даже вспомнил, что в детстве, я вначале смотрел именно спектакль , потом , только, фильм. И помню, спектакль "Синяя Ворона" - мне понравился значительно больше. Спектакль поставлен ближе к оригиналу книги. Наконец, в нем больше сохранено - интересных реплик , мыслей и диалогов.