Найти тему
Немного инженер

5 крупных катастроф космических кораблей

Оглавление

В этой статье речь пойдет о пяти жутких катастрофах космических кораблей в которых по трагическим сечениям обстоятельств погибли космонавты (астронавты).

Аполлон-1

  • Количество погибших: 3 астронавта
  • Дата катастрофы: 27 января 1967

После полета Гагарина в 1961 году, американцы пытались взять первенство по освоению спутника Земли. И в 1966 году американское агентство NASA провело успешные запуски беспилотных аппаратов, которые готовились для полета на Луну. А в начале 1967 были запланированы первые запуски пилотируемых программ миссии «Аполлон». Это самые первые покорители космоса, которые погибли внутри космического корабля. Их звали: Роджер Чаффи, Вирджил Гриссом и Эд Уайт.

Проблемы начались с того момента, когда две сверхдержавы хотели первыми покорить космос, зачастую пренебрегая необходимыми мерами, для предотвращения аварий. Модуль был еще совершенно сырой, а все изменения, в том числе и конструкционные, инженеры порой производили уже на площадке для старта. На конец января была назначена наземная тренировка, где планировалось проверить функционирование всех систем перед запуском корабля. В процессе тренировки то и дело выявлялись неполадки систем – то терялась связь с кораблем, то экипаж чувствовал странный запах. Во время новой проверки произошел скачек напряжения и уже через 10 секунд Уайт закричал «У нас пожар в кабине!», а еще через пару мгновений центр управления услышал крик Роджера Чаффи «Я горю!». Модуль, где находился экипаж не выдержал огромного давления из-за воспламенения чистого кислорода внутри и его разорвало. К сожалению астронавтам уже было невозможно помочь.

Союз-1

  • Количество погибших: 1 космонавт
  • Дата катастрофы: 24 апреля 1967

Через три месяца после трагедии с «Аполлон-1» в СССР проходит первый пилотируемый полет корабля «Союз». На борту которого находился лётчик-космонавт No 7 Комаров Владимир Михайлович. Но жертв в той катастрофе могло быть гораздо больше. Программа полета предусматривала первую в мире орбитальную стыковку двух модулей. В след за «Союзом-1», должен был сразу стартовать «Союз-2» с экипажем уже из трех космонавтов, а после стыковки двое должны были перейти на первый аппарат и приземлиться уже в нем. К счастью из-за неисправностей «Союза-2» его старт был отменен, а программа полета изменена, что спасло жизни двум космонавтам.

Сложности появились сразу же после достижения кораблем обозначенной орбиты. На нем возникла нехватка электроэнергии, так как одна из панелей солнечной батареи не раскрылась. Космонавт пытался устранить этот вопрос, но панель так и не поддалась.
В результате этой неполадки полёт пришлось прекратить преждевременно. Аппарат успешно вошел в плотные слои атмосферы, однако на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы. Вытяжной и тормозной парашюты сработали, но основной на высоте в 7 км вытянуть они не смогли. В это время вращение спускаемого модуля стало огромным и неконтролируемым, а выход запасного парашюта только усугубил ситуацию, запутав стропы первого парашюта. Аппарат рухнул на землю со скоростью около 50 м/с. Это первая катастрофа случившаяся с кораблем побывавшем в космосе.

Союз-11

  • Количество погибших: 3 космонавта
  • Дата катастрофы: 30 июня 1971 года

Эта авария произошла, когда экипаж возвращался на Землю со станции «Салют-1». Команда «Союза-11» первые, кто побывал на орбитальной станции и несмотря на все трудности с которыми столкнулся экипаж, он смог проработать там 11 дней, но после небольшого возгорания, экипажу был отдан приказ покинуть «Салют-1» и незамедлительно вернуться «домой».

С виду все приземление проходило в обычном режиме, однако экипаж на вопросы центра управления не реагировал. Когда прибывшие на место приземления спасатели открыли люк, то обнаружили трех членов экипажа без признаков жизни. Проведенное расследование показало, что на высоте около 150 км произошла полная разгерметизация корабля, в спускаемом модуле резко упало атмосферное давление до критических значений в 50 мм ртутного столба, когда как для человека смертельным является давление в 95 мм. Конструкция корабля не предусматривала на её борту скафандров. После этой трагедии конструктора пересмотрели компоновку корабля «Союз» и уже последующие запуски состояли из двух человек, но они были защищены скафандрами.

Шаттл "Челленджер"

  • Количество погибших: 7 астронавтов
  • Дата катастрофы: 28 января 1986 года

Эта авария, была самой громкой катастрофой в космонавтике за всю историю. Взлет челнока проходил в прямом эфире телеканалов, за полетом наблюдали миллионы люлей по всему миру. Запуск привлек к себе такое внимание, так как на орбиту отправилась учительница Криста МакОлифф, первый победитель проекта «Учитель в космосе». Она хотела привлечь аудиторию из миллионов школьников, надеясь давать уроки из космоса. В 80-х годах космическая программа «Спейс-Шаттл»
испытывала невероятный подъем, время между запусками аппаратов порой не превышало 20 дней.

Анализ трагедии показал, что через 0,678 секунды после старта основного двигателя шаттла из основания правого ускорителя в сторону внешнего топливного бака был виден выброс нехарактерного дыма, который периодически возникал снова. Позднее эксперты выяснили, они были вызваны из-за повреждения уплотнительного кольца, который защищает ускоритель от удара во время запуска второстепенных двигателей. В тот день температура воздуха была гораздо ниже рекомендованной для пуска шаттлов, что сделало уплотнительные кольца хрупкими. Именно в этом месте произошел выброс газов, температура которых достигала 2760 градусов, они и привели к разрушению основного бака, а затем и взрыву челнока на 73 секунде полета.

Шаттл "Колумбия"

  • Количество погибших: 7 астронавтов
  • Дата катастрофы: 1 февраля 2003

В течение 17 лет после трагедии с "Челленджером", над безопасностью шаттлов работали инженеры и ученые NASA и смогли сделать их более совершенными. Но все их старания свелись на нет, когда корабль "Колумбия" разрушился при входе в плотные слои атмосферы.

Следственная группа выяснила, что причиной гибели стал обломок теплоизоляции основного бака, который при взлете оторвался и повредил термоизоляционное покрытие левой плоскости крыла. Трагедия произошла, когда экипаж шаттла уже ворачивался на Землю после своего задания. Вхождение в атмосферу планеты прошло без проблем, однако в скором времени датчики температуры, расположенные на крыле челнока, передали на землю запредельные показания. А через короткий промежуток времени датчики давления гидравлической системы в левой стойки шасси показали огромные значения. Именно высокая температура из-за поврежденной теплозащиты привела к взрыву гидроцилиндра, а в следствии и разрушению всей конструкции крыла. Пока работники ЦУПа выясняли, из-за чего датчики показывали такие показатели, в прямом эфире одного из американских каналов была трансляция силуэта корабля, объятый пламенем, а затем и его разрушение на множество частей. Весь экипаж шаттла погиб.

Взрыв "Челленжера"
Взрыв "Челленжера"

Вот такие 5 жутких катастроф произошли с космическими кораблями. Это не все аварии которые происходили, здесь описаны только те в которых находились пилоты.

Спасибо за внимание, подписывайтесь на мой накал если вам понравилось.