В 1998 году вышел фильм Франсуа Жирара «Красная скрипка» с музыкой Джона Корильяно. Композитор редко пишет для кино, но для этого фильма сделал исключение.
«Красная скрипка» поразила зрителей и критиков своей музыкой: техничной и чувственной, отражающей несколько эпох и культур. Поразила настолько, что получила «Оскар» в 2000 году за «лучшую музыку к фильму», опередив более известные фильмы — «Красоту по-американски» и «Талантливого мистера Рипли».
Фильм о путешествии таинственной скрипки
Аукцион. Люди в зале ждут, когда представят последний лот — таинственную скрипку ХVII века. Каждый хочет стать обладателем инструмента и имеет на это свои причины.
Сюжет повествует о трехсотлетнем путешествии скрипки и попутно раскрывает взаимосвязь инструмента с теми, кто пытается его выкупить: один покупатель — близорукий китаец, для которого на этой скрипке играла его мама, другой —настоятель храма, в котором из года в год этот инструмент передавался наиболее талантливому музыканту, и так далее. Покупателей много, и у каждого своя история.
Параллельно зрителя знакомят с женой создателя скрипки — Анной Буссотти. Она пришла к служанке Ческе узнать своё будущее в картах таро. Анна ещё не знает, что после гибели муж возьмёт её кровь, чтобы создать краску для инструмента. Сцена гадания сопровождает все переломные моменты в судьбе инструмента и её владельцев.
Композиции Корильяно загадочны и многозначительны. Они помогают отразить сюжет, культурные различия эпох и глубину чувств. Написать подходящую для этого фильма музыку было сложно.
Композитор, который не пишет музыку для кино
Джон Корильяно — не самый известный сочинитель музыки к кино. За свою карьеру он написал сопровождение всего к трём картинам, «Красная скрипка» — последняя. При этом Джон пишет инструментальные произведения и оперы и известен в академических кругах.
Композитор не просто так редко связывается с кинематографом. Джона не допустили до работы с собственной музыкой в финальном монтаже ленты «Революция» 1985 года и фильм вышел столь провальным, что Корильяно отказался от жанра саундтреков и переключился на академическую музыку.
Прошло ещё 14 лет, пока ему не предложили написать сопровождение для «Красной скрипки». Корильяно впечатлил сценарий Дона МакКелара и Франсуа Жирара. Непростой и многослойный сюжет, который охватывает несколько временных промежутков — Корильяно чувствовал, что может написать для фильма подходящую музыку. Кроме того, Жирар с пониманием отнёсся к желанию композитора участвовать на всех этапах, где будет звучать музыка. Это его подкупило.
«Я посмотрел сюжет и мы вместе с Жираром обсудили все места, где так или иначе может использоваться моя музыка. Мы договорились о том, сколько секций мне нужно будет создать, где будет использоваться оркестровая версия и многом другом»
Создать музыку трёх столетий и четырёх стилей
«Красная скрипка» с композиторской точки зрения — задача не из простых: нужно разобраться в географических и временных особенностях. При этом, свобода действий ограничена главным одним инструментом.
Природа скрипки: конструкция, звук и техника исполнения, мало изменились с семнадцатого века, но музыкальные стили поменялись. Потому Корильяно пришлось пройтись по всем стилям последних 300 лет — от барокко и классицизма до романтизма и модерна.
В начале режиссёр и сценарист хотели использовать классические произведения разных эпох. Композитору эта идея не понравилась:
«Когда Жирар предложил использовать музыку Баха и других классиков для отражения различных эпох, я сказал, что это плохая идея, потому что в этом фильме связующим звеном была только скрипка, но не было общей музыкальной линии»
Отказавшись от использования чужих произведений, Жирар и Корильяно договорились: композитор напишет музыку для каждой эпохи и создаст общую мелодию, которая склеит повествование.
Связать все истории одним произведением
Для «Красной скрипки» Джон Корильяно сочинил 20 композиций: по 2-3 на каждую эпоху и единую музыкальную тему фильма, которая связала все сцены в цельный рассказ — «Чакону».
«Чакона» — уникальное произведение для жанра кино: по сути это концерт для скрипки с оркестром длиною в 18 минут, фрагменты которого грамотно расставлены Жираром и Корильяно на протяжении фильма. Произведение состоит из семи гармоний, организованных в виде чаконы — танцевальной формы барокко XVII века с циклическим повторением главной темы и её вариаций.
И.С. Бах — Чакона, BWV 1004 (переложение для клавесина)
Корильяно хотел изобразить через музыку неотвратимость судьбы — «гигантскую машину, которая никогда не может остановиться», поэтому решил использовать чакону как идеальный инструмент для отражения судьбы инструмента.
У «Чаконы» есть особенность: ее мелодия формируется расширяющимися интервалами — так получается противоположное движение, которое помогает зрителю услышать «Чакону» даже в самых тонких репликах и даёт возможность композитору создавать множество вариаций основной темы. Противоположное движение передаёт ощущение двусмысленности, поскольку слушатель не понимает, когда произойдёт разрешение интервалов.
В создании столь серьезной композиции помог опыт Джона в концертной академической форме: он позволил ему создать грандиозное, лиричное и чувственное произведение, которое может существовать вне кино, но при этом идеально в него встраивается и двигает сюжет.
J. Corigliano — Chaccone for violin and orchestra
Две важные композиции: тема Анны и тема путешествий
Тема Анны встречает зрителя в начале фильма, когда речь идёт о Кремоне XVII века и беременной жене скрипичного мастера. Сдержанная и скромная мелодия начинается акапельным вокалом и символизирует смиренность перед неотвратимостью судьбы.
После женского голоса появляется скрипка, которая намекает на общую судьбу Анны и «Красной скрипки». Эта мелодия встречается на протяжении всего фильма и напоминает о том, с кого все началось.
John Corigliano — Anna's Theme
Тема путешествий появляется, когда скрипка попадает в руки цыганского табора. Этой мелодией сопровождается вековой путь из Вены в Англию. Для этой композиции Корильяно использовал характерные для цыган музыкальные мотивы и скрипичную технику исполнения. Вместе с визуальным рядом гор и цыганских исполнителей вышло живописно.
III. Oxford, The Gypsies — Journey Across Europe
Голос «Красной скрипки»
Для исполнения своей музыки Корильяно пригласил Джошуа Белла —виртуозного скрипача. К тому моменту Белл успел выступить со всеми крупными оркестрами и получил «Грэмми».
Джошуа озвучил все моменты с солирующей скрипкой, но на этом не остановился: он помогал с постановкой сцен с оркестром и скрипкой, участвовал в создании образов каждого владельца скрипки и даже исполнил эпизодическую роль в одной из сцен, сыграв участника оркестра.
Корильяно понравилось работать с Беллом: в 2003 году специально для скрипача композитор написал концерт «Красная скрипка», в котором объединил все произведения фильма.
«Оскар»
Произведение Корильяно стало таким же редким явлением, как и киноработы Шнитке, Шостаковича и других выдающихся сочинителей: академический композитор написал серьезную, самостоятельную музыку для кино, которая не перетягивает внимание на себя, а усиливает происходящее на экране действие. Эта работа принесла Джону известность. Она была хороша и самобытна для киноиндустрии, потому и получила «Оскара» за лучшую музыку к фильму.
После «Красной скрипки» Корильяно больше не брался за кино и снова вернулся к академической музыке. С момента выхода фильма Джон написал несколько концертов и сочинений для оркестра и фортепиано, музыку для квартетов, гимн и многое другое — Корильяно продолжает сочинять и радовать новой музыкой своих поклонников. В этом году композитору исполнилось 80 лет и свой юбилей он отметил концертом в зале Московской Филармонии.
За почти двадцать лет с момента выхода работы, Корильяно редко где можно услышать музыку к фильму, которая способна по своей грандиозности конкурировать с академическими произведениями. Но от этого работа Корильяно обретает ещё большую ценность.
Если вы почитали и стало интересно, посмотрите ленту и послушайте весь саундтрек.
Филармонический Оркестр Калгари исполняет музыку Корильяно для «Красной скрипки»