Найти тему

Горячий и Холодный батик

Оглавление

Многие люди, которые увлекаются рисованием, зачастую натыкаются на "Батик". Так что же это такое? Сейчас расскажу. Батик - это ручная роспись жидким акрилом по ткани с использованием резервирующих составов.

Говоря простыми словами, на ткань наносится рисунок, контур которого покрывается резервирующим составом(резерв), препятствующим растеканию красящих веществ по поверхности основы. Благодаря такой особенности мастера создают узоры любой сложности.

В качестве разделителя границ используется специальный состав закрепителя, называемый в художественном мире резервом. Основными компонентами при его изготовлении являются бензин, парафин и водная основа.

История возникновения.

Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.

В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу. На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание.

На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.

После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.

Научные историки после ознакомления и изучения возникновения техники батик утверждают, по изображениям, нанесенным на одежду человека, становилось понятно, к какому классу он относится. При этом было категорически запрещено перерисовывать королевские узоры.

Горячий батик

При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.

Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.

Сейчас же воск наносят пятнами, нежели окантовкой. В этом и есть различие между *Горячим и *Холодным батиком.

Холодный батик

Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина.Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.

Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки. Сейчас есть резерв сразу в тюбике с тонким кончиком, поэтому стеклянная трубка не понадобится.

Стоит отметить, что холодный батик предполагает использование не только бесцветного резервирующего состава, но и цветных
веществ. Красящие вещества на ткань наносятся одним слоем, именно поэтому мастеру необходимо проявлять максимальную аккуратность в процессе работы.

Холодный батик

Представляемый вариант росписи по ткани подходит людям, имеющим терпение, так как сам процесс работы достаточно трудоемкий и занимает много времени. В качестве резерва используются составы, которые не следует нагревать или расплавлять.

Прежде чем приступать к работе, мастеру необходимо создать рабочее пространство. Место должно быть хорошо проветриваемым, например, балкон или лоджия. А все из-за испарений резерва, которые оказывают негативное воздействие на организм человека. Если резерв без запаха, то можно работать и в комнате.

Далее потребуется подготовить необходимые инструменты:

  • карандаш;
  • резерв;
  • стеклянная трубка для нанесения резерва (если резерв не в тюбике)
  • кисти;
  • кнопки с подрамником;
  • шелковая или подкладочная ткань.
  • лист ватмана/рамка

Выбрав подходящий рисунок, мастеру необходимо перенести его на бумагу, как шаблон. Весь контур изображения должен быть замкнутым. Последующее нанесение резерва необходимо производить без задержек, но и не спешить при этом.

После высыхания резерва, начинаем закрашивать самим батиком. Крупные участки можно посыпать солью, чтобы краска расплылась и не сливалась с остальными участками. Далее, когда все просохло, убираем соль, намечаем, как будем обрезать белые остатки ткани(надо наметить так, чтобы углы все были прямые и не было незакрашенной ткани). Обрезаем и клеем на ватман так, чтобы со всех сторон готового батика были видны по 4-5 см листа. Холодный батик готов, можно ставить в рамку и вешать на стену!

-2

Горячий батик

Роспись на повседневной одежде выглядит не просто красиво, а крайне эффектно. Художники, желающие преобразить свой гардероб, должны внимательно изучить технику горячего батика. Данный способ очень удобен, так как не требует кропотливого труда с окрашиванием отдельных кусочков полотна. Многие творческие личности, желая иметь уникальные вещи, не имеющие аналогов, изначально закупают ткань, затем разукрашивают полотно, а после шьют из него одежду.

Единственное, в чем необходимо проявлять осторожность, – это работа с расплавленным воском. В остальном используются самые стандартные инструменты. Наиболее подходящая для работы ткань – хлопок или бязь.

Важным этапом работы является подготовка инструментов.

  • материя;
  • краски;
  • стакан;
  • кисти;
  • газеты;
  • фен и утюг;
  • воск.
  • лист ватмана/рамка

До того, как вы начнете наносить краску, закрепите воском нужные элементы, потом уже начинайте. Важнейшее условие – воск наносится только на абсолютно сухую ткань. Возьмите кисточку для воска и нанесите ей расплавленный воск на ткань. Должно появиться ТЕМНОЕ пятно. Это значит, что воск «прошел», пропитал ткань насквозь.

Ошибка, если пятно легло сверху ткани, и воск белесый, непрозрачный. Краска подтечет под такой воск по нитям ткани. Воск может «не пройти», если он недостаточно расплавился, либо успел остыть «по пути». Значит, либо необходимо подождать, пока воск достаточно нагреется и целиком расплавится, либо доносить кисть с воском от баночки до ткани побыстрее. Следим за водяной баней – как воды становится мало – доливаем еще.

Воск наносится на те места, которые вы хотите оставить светлыми. На провощенные участки краска попасть не может. В этом-то и смысл горячего батика – закрывать воском пятна, которые так и останутся неокрашенными.

Берем краску, воду, кисточку – и делаем красивые разводы, любые(зависит от того, какой рисунок вы хотите сделать). Не пытайтесь нарисовать что-либо конкретное, потому что пока ткань будет высыхать, все нарисованное расплывется в произвольном направлении.

Когда воск остынет, покрываем первый слой краски – светлого цвета. Капли краски с поверхности воска протираем сразу, не давая им высохнуть(если этого не сделать, краска может протечь под воск и когда вы будете его снимать, светлого пятна там не останется).

Высыхает краска – снова воск. Остыл воск – снова краска. Обычно 3-4 таких слоев вполне достаточно, начиная со светлых тонов и заканчивая темными.

Наша работа почти готова, осталось только удалить воск. Пока что батик выглядит не очень привлекательно. Для того, чтобы удалить воск, понадобятся утюг и много газет. На гладильную доску или стол положим какую либо ткань, на ткань несколько листов газет, на газеты положим батик, и сверху покроем работу еще одним листом газеты. Осторожно гладите утюгом по газете так, чтобы на нее с ткани перешел воск – газета получается вощеной, темной. Меняете на чистые листы газеты верхний лист, и тот, что был под батиком, который тоже потемнел от стекающего воска. После чего, снова проглаживаем утюгом. Меняем листы, до тех пор, пока воск не перестанет проступать на газетах.

Все, ваш горячий батик готов. Обрезаем как в холодном, клеим на ватман и ставим в рамку.

-3