Найти тему

Ко Муробуши. Молодым хореографам.

Ко Муробуши, импровизация 2003 г. Фото Миро Ито (Miro Ito)
Ко Муробуши, импровизация 2003 г. Фото Миро Ито (Miro Ito)

Танец сам по себе не интересен, даже если достаточно хороша его сочиненная композиция или последовательность хореографических связок. С другой стороны, даже если танец достаточно бедно задуман, но тело танцующего имеет силу, такой танец будет становиться чем-то интересным и достойным внимания.

Привлекательность танца – именно в силе тела, которое трансформируется, и в силе танцующего делать тело трансформирующимся. Трансформация. Это чрезвычайно близко к наслаждению смертью, [к этому состоянию] на самой границе. Мы танцуем и становимся сумасшедшими. Танец делит наше целое на фрагменты. Внутри трещин и раздробления, внутри катастрофы и отравления, мы встречаемся с ритмом тела, с ритмом рождающимся во тьме (1). Вот где находится корень, или источник, творения.

Ко Муробуши, импровизация 2003 г. Фото Миро Ито (Miro Ito)
Ко Муробуши, импровизация 2003 г. Фото Миро Ито (Miro Ito)

Нанси (2) пишет: «Танец, достигающий своего предела, это высшая точка… Нас забрасывает, выбрасывает на территорию неистовства (3). В неистовстве тело может соприкоснуться с наиболее таинственным пределом. Тело, которое было чем-то целым, единым, может здесь быть разобрано и лишено самообладания. <…> Это тело танцует спазмы, и через эти спазмы прорывается на оборотную сторону танца. В своей неприручённости и крайних проявлениях движения танец лишен собственно танца».

Танец означает выдерживать смерть проявления/экспрессии, это область «абсолютного нуля» тела. Это событие в моменте, в непрерывной и данной форме. Это означает поместить своё тело в здесь-и-сейчас находящейся в колебании границы. Это то, что происходит, это эксперимент. Единое тело разделяется на «множество разных языков и тел», и через такое разделение говорит. Это приключение тела, которое всё еще безымянно и не обладает личностью.

Ко Муробуши, выступление 2000 г. Фото Такуши Инада (Takushi Inada)
Ко Муробуши, выступление 2000 г. Фото Такуши Инада (Takushi Inada)

Подняться над экспрессией, быть постоянным преобразованием, жить другой новой жизнью. В такие моменты моё тело более не едино. Когда мы танцуем, моё тело живёт в бесчисленных положениях, в бесчисленных состояниях субъективности и объективности.

Ко Муробуши, 2015.

____________________________________

Ко Муробуши (Ko Murobushi, 1947-2015) — артист буто, хореограф, один из наиболее известных в мире и оригинальных мастеров буто.
С 1969 г. примерно полтора года работал и учился в студии «Асбестос» у Тацуми Хиджикаты. В 1972 г. выступил одним из организаторов знаменитой буто-компании DAIRAKUDAKAN. В 1974 основал женскую буто-группу ARIADONE, впоследствии выступал как ее хореограф и продюсер. В 1976 г. основал мужскую буто-группу SEBI.
В 1978 г. впервые показал буто в Европе: постановка «Последний Эдем: Дверь в потустороннее» (Париж). С начала 1980-х базировался во Франции, выступая со своими постановками, импровизациями и мастер-классами по всему миру.

(1) «Ankoku butoh» (затем сократилось до butoh), упрощенно переводят как «танец тьмы». Имеется ввиду тёмная зона, неизвестная нашему сознанию. «Обратная сторона Луны», которую мы обычно не видим в себе и лишь изредка сталкиваемся с ее проявлениями. Ко Муробуши говорит о том, что именно в этой «тьме», неизвестной зоне каждого из нас, может рождаться уникальный и неизвестный танец.

(2) J.L. Nancy.

(3) Употребленное слово «frenzy» отсылает к пробуждению безрассудства, дрожи, возбуждения, экстатичности, непринужденности. – Прим. автора.