Великий пост - благоприятное время воздерживаться от страстей и похоти, но древняя Церковь знала пост, а не постную пищу. В первые века христианства была известна книга "Пастырь" апостола Ерма, где дается такое предписание относительно поста:
"Соблюдай пост таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный.
Поступай же так:
исполнивши вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу и получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу.
Если будешь совершать пост так, то жертва твоя будет приятна Господу, и этот пост будет написан, и дело, таким образом совершаемое, прекрасно, радостно и угодно Господу.
Если соблюдешь ты это с детьми твоими и со всем домом твоим, то будешь блажен".
В переводе на современный язык: Великий пост - это умение оторвать от себя деньги, которые остаются от воздержания в пище, раздать их нуждающимся.
То есть, если (например) на еду в семье тратится в среднем 3000 -4000 руб. в обычную неделю - в пост эта трата уменьшается до 2500 руб. Остаток же от 500 до 1500 руб., согласно древнехристианского взгляда на смысл поста, - переходит в благотворительность, потому что постившийся в дело благотворения и помощи ближнему обращал те сбережения, которые получались от полного воздержания.
Как объясняет священномученик Иларион (Троицкий):
"Сам Господь в Евангелии обо всем, касающемся пищи, кратко сказал: «не тем сквернится человек, что входит в уста, но тем, что выходит» (Мк.7:15). Он Сам ел и пил до того, что Его даже называли человеком, любящим есть и пить (Мф.11:19).
Так же учит и апостол: «Пища не приближает нас к Богу», и мы не изобилуем, если едим, и ничего не лишаемся, если не едим (1Кор.8:8). Следовательно, главное дело в том, чтобы я веровал от всего сердца, любил Бога и ближнего, как себя. В этих двух заповедях весь закон и пророки, а не в пустоте моих внутренностей и моего желудка".
Отдать сэкономленные на воздержании от пищи деньги малоимущему в Великий пост - означает накормить его, что и является исполнением заповеди Христовой о любви к Богу и ближнему.
Именно это в итоге приносит истинную радость от поста и по утверждению древних- является делом благоприятным, прекрасным и праведным.
Вспоминая, конец 90-х в монастыре и своего духовного отца архимандрита Дамаскина, - трапеза у нас первые дни ВП была закрыта для братий, но мы как-то держались без пищи несколько дней, а потом, уже в первое и последующие воскресенья, - монастырь был в состоянии принять и накормить многие сотни паломников. Плюс, когда в монастыре соблюдался Великий пост - всегда было изобилие урожая летом.
Сегодня, увы, чтобы остановиться в монастыре - иногда вам придется выложить до 3000 руб. , как за хороший отель. Поэтому, вопреки ложному официальному курсу на коммерцию, православным полезно стоять против основного течения и вспоминать древнехристианские правила о милости и любви к ближнему.
Великий пост в идеале можно рассматривать как установление ангельского образа жизни. В прощеное воскресенье Церковь вспоминает Адамово изгнание из рая. Потому все и просят прощения у Господа и друг у друга, чтобы получить возможность вернуться.
Тогда грозный ангел преградил первым людям возвращение в рай, т.е. в безсмертную жизнь. Но воплотившийся Господь более 2000 лет назад - вернул всем желающим людям ключ от рая вечной жизни:
† Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: «Снова входите в рай!»
(Кондак, глас 7-й)
Это поется в Церкви уже в Третью Неделю (воскресение) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Крестопоклонная.
С Прощеным воскресеньем и Великим Постом друзья! Простите.
Божьей вам помощи!