Найти тему

Как Нотр-Дам повлиял на музыкальную культуру

Оглавление
Йохан Бартольд Йонгкинд
Йохан Бартольд Йонгкинд

Спасибо Нотр–Даму за профессиональную музыку, многоголосие и Арво Пярта. Почитайте, как Нотр-Дам повлиял на музыкальную культуру Европы и мира

Школа Нотр-Дама и магистр Леонин, первый профессиональный композитор

Школа Нотр-Дама — это музыканты (студенты и профессоры) соборной школы Парижа, благодаря которым стали записывать ритм. Такое название им дали современные музыковеды, а в XII–XIII веках это был музыкальный кружок в школе Собора Парижской Богоматери — колыбели Университета Парижа.

Возможно, это Леонин. Ученые точно не знают ни как он выглядел, ни когда и где родился и умер
Возможно, это Леонин. Ученые точно не знают ни как он выглядел, ни когда и где родился и умер

Считается, что профессиональная западноевопейская музыка берет истоки в соборной школе: преподаватель музыки в Школе Нотр-Дама, магистр Леонин (~XII в.) — один из первых композиторов в истории, чье имя стало известно. До него большинство авторов оставалось анонимами — музыка «обслуживала» церковные нужды, а значит, и необходимости указывать имя сочинителя не было. О самом Леонине стало известно благодаря труду его ученика, которого мы знаем как «Анонима IV».

Леонин одним из первых записал ритм и пришел к многоголосию

Магистер Леонинус стал записывать ритм — до него указывали только высоту звуков. Если трех-, четырехголосный ансамбль исполняет произведение, в котором не указан ритм, то какофония неизбежна: голоса будут сочетаться в хаотичном порядке, их совместное звучание будет диссонансным. Леонин положил этому конец: придумал свою ритмическую систему, благодаря которой смена интервалов и гармоний была полностью подконтрольна и сочинителю, и исполнителям.

Послушайте произведение Леонина и посмотрите, как записывали ноты в XII веке. Если умеете ноты читать — для вас есть «синхронный перевод» на современный музыкальный

Он придумал, как сочетать («компонировать») голоса, потому и считается многими первым композитором («компонистом»). Взял григорианский хорал и добавил к нему ритмические модусы трубадуров — вот и вся система. Церковник перенял изобретение светских музыкантов! Как и великие художники, создал из уже существующего нечто новое. Ритмические новшества он добавил к уже использовавшемуся до Леонина растягиванию слогов на мно-о-о-го нот. Это тоже заимстовавано у профанов (нецерковных музыкантов). Так первичный для церкви текст стал менее важным, чем музыка и мелодия.

Леонин взял шесть трубадурских модусов — сочетания ритмических фигур, соответствующие стихотворным стопам: 1) длинная и короткая нота — хорей; 2) короткая и длинная — ямб, 3) длинная, короткая и короткая — дактиль; 4) короткая, короткая и длинная — анапест; и т.д.
Леонин взял шесть трубадурских модусов — сочетания ритмических фигур, соответствующие стихотворным стопам: 1) длинная и короткая нота — хорей; 2) короткая и длинная — ямб, 3) длинная, короткая и короткая — дактиль; 4) короткая, короткая и длинная — анапест; и т.д.

Почему изобретение Леонина так важно?

Раньше только на два голоса пели, а теперь и на три, и даже на четыре. А все благодаря ритмической системе. Мы многоголосие ассоциируем скорее с хором, но вот Леонин первые полифонические фрагменты написал для солистов, потому что они пели лучше и в отличие от хористов могли справиться с такой музыкальной сложностью. В Европе существовали и другие школы, которые независимо от Нотр–Дама пришли к многоголосию.

Леонин еще и собственное композиторское течение создал, которое мы сегодня называем Школой Нотр-Дама. Он написал Magnus liber organa — годовой круг церковного пения. Это сборник произведений для органа и голосов, по которому вели службы Нотр-Дама и учили новые поколения музыкантов.

Рисунок из флорентийской копии Magnus liber organa
Рисунок из флорентийской копии Magnus liber organa

Леонин и его ученики. Творцы, а не духовники

Последователем Леонина стал Перотин (~XII—XIII вв.). Последний развил полифоническое учение магистра и достиг большого мастерства в написании трех- и четырехголосных произведений. Современники даже стали называть его Перотином Великим.

Такая сильная преемственность была в Школе Нотр-Дама, что после смерти Леонина Перотин вносил изменения в произведения учителя. Он их развивал, а не крал или цитировал, как интерпретировало бы это современное общество.

Оба композитора опирались на григорианские хоралы — такова была церковная традиция — но при этом сохраняли только формальные признаки, мелодии. Леонин и особенно Перотин так меняли хоралы украшениями, голосоведением и даже диссонирующими интервалами, что произведения уже не соответствовали строгому церковному стилю. Эти композиции — творчество, а не удовлетворение религиозных нужд.

В модусах соединяли ноты по 1, 2, 3 и 4. В первом столбце — номер модуса и комбинация, во втором — оригинальная запись, а в третьем — эквивалент в современной системе звукозаписи
В модусах соединяли ноты по 1, 2, 3 и 4. В первом столбце — номер модуса и комбинация, во втором — оригинальная запись, а в третьем — эквивалент в современной системе звукозаписи

Леонин и Перотин опередели время: они были вынуждены оставаться в рамках церковной музыки, но при этом осмелились заимствовать у любителей. Формально композиторы «обслуживали» литургии, но реально они занимались почти что свободным творчеством, искали эстетику и красоту.

Почему Школа Нотр–Дама так важна для истории и современности?

Стиль многоголосного пения Школы Нотр-Дама начал распространяться и за пределы Собора, влияя на европейскую музыкальную культуру. Это было настолько ново и смело, что в 1322 папа Иоанн XXII официально осудил такое пение. Назвать произведения Школы светскими нельзя, однако это и не исключительно религиозные опусы: музыка Леонина и Перотина опережала эпоху — в Средневековье так не мыслили, не искали красоты ради красоты.

Перотин, трехголосный распев фразы Alleluja navitas. Посмотрите, сколько нот приходится на один слог! Еще обратите внимание на типичную примету стиля: верхние голоса ведут мелодию, а нижний на месте топчется
Перотин, трехголосный распев фразы Alleluja navitas. Посмотрите, сколько нот приходится на один слог! Еще обратите внимание на типичную примету стиля: верхние голоса ведут мелодию, а нижний на месте топчется

Во многом благодаря Школе Нотр-Дама авторские произведения и многоголосие стали основой западноевропейской музыки. Эти идеи развивали великие композиторы, а в XX веке минималисты Арво Пярт и Стив Райх решили вернуться к истокам: в своих произведениях они переосмыслили композиторские техники XII—XIII века.

Послушайте, как Пярт вдохновляется Школой Нотр–Дама в «Силлабической мессе»

А вот Райх в Proverb вдохновлялся Перотином. Слышите?