Никогда не задумывались, почему на иконах рядом со Святыми Апостолами-евангелистами изображают животных, а то и вовсе пишут их с головой быка или льва? Попробуем разобраться.
Причина этих странных изображений кроется в следующих стихах из четвёртой главы Откровения Иоанна Богослова (Откр 4:6-8):
и перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
В христианской традиции ещё со второго века было принято отождествлять животных, виденных Иоанном, с четырьмя евангелистами. Вначале толкователи Библии не имели единого мнения кому из евангелистов какое животное соответствует. Однако в средние века почти во всех христианских церквах прочно закрепилось следующее сопоставление: Матфей - человек или ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орёл. Причём вначале как на Западе, так и на Востоке апостолов изображали со звериными головами.
Исключением не была и Русская церковь.
И только указ Святейшего синода от 1722 года запретил изображать евангелистов в виде животных. С этих пор животные могли только сопровождать апостолов.
***
Но всё же, какие именно черты авторов Евангелий позволяют сравнивать их с животными, стоящими вокруг Божьего престола? В работах Святых Отцов можно найти следующие объяснения:
Матфей
Этот евангелист изображён человеком, так как пожелал в начале своей книги изложить родословие Иисуса Христа по плоти.
Марк
Марк подобен льву, потому что он описывает в начале Евангелия пустыню.
Лука
Евангелие Луки начинается со священника Захарии, приносящего жертву Богу, ибо уже готов был телец упитанный, которому предстояло быть закланным ради обретения младшего сына.
Иоанн
Церковный писатель шестого века Апрингий пишет: "Четвертое животное, подобное орлу летящему, означает Иоанна, который не говорит ни о человечестве Господа, ни о священстве, ни об Иоанне в пустыне, но, оставив все низинное, устремляется к самой высоте небес и, словно орёл совершая полёт, говорит особенно о Самом Боге: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1). "
***
Надеюсь, наше маленькое расследование показалось вам интересным.
Кстати, вы знали, что песня Бориса Гребенщикова на стихи Волохонского "Город золотой" основывается на том же сюжете из книги Откровения.
***
Понравился материал? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
***
Другие статьи про загадочные иконы:
Откуда у Богородицы третья рука?