Найти в Дзене
Русские забавы

Загадки иконографии: почему Марк - лев, Иоанн - орёл, а Лука - телец

Оглавление

Никогда не задумывались, почему на иконах рядом со Святыми Апостолами-евангелистами изображают животных, а то и вовсе пишут их с головой быка или льва? Попробуем разобраться.

Келлская книга, около 800 года. По часовой стрелке: Матфей, Марк, Лука, Иоанн
Келлская книга, около 800 года. По часовой стрелке: Матфей, Марк, Лука, Иоанн

Причина этих странных изображений кроется в следующих стихах из четвёртой главы Откровения Иоанна Богослова (Откр 4:6-8):

и перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

В христианской традиции ещё со второго века было принято отождествлять животных, виденных Иоанном, с четырьмя евангелистами. Вначале толкователи Библии не имели единого мнения кому из евангелистов какое животное соответствует. Однако в средние века почти во всех христианских церквах прочно закрепилось следующее сопоставление: Матфей - человек или ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орёл. Причём вначале как на Западе, так и на Востоке апостолов изображали со звериными головами.

Франция, 9-10 века. Марк
Франция, 9-10 века. Марк

Исключением не была и Русская церковь.

Марк. Фрагмент иконы в одной из карельских церквей. 17 век. Обратите внимание, что здесь Марк представлен не львом, а орлом.
Марк. Фрагмент иконы в одной из карельских церквей. 17 век. Обратите внимание, что здесь Марк представлен не львом, а орлом.

И только указ Святейшего синода от 1722 года запретил изображать евангелистов в виде животных. С этих пор животные могли только сопровождать апостолов.

***

Но всё же, какие именно черты авторов Евангелий позволяют сравнивать их с животными, стоящими вокруг Божьего престола? В работах Святых Отцов можно найти следующие объяснения:

Матфей

Апостол Матфей. Современная русская икона.
Апостол Матфей. Современная русская икона.

Этот евангелист изображён человеком, так как пожелал в начале своей книги изложить родословие Иисуса Христа по плоти.

Марк

Апостол Марк. Современная русская икона
Апостол Марк. Современная русская икона

Марк подобен льву, потому что он описывает в начале Евангелия пустыню.

Лука

Апостол Лука. Русская икона
Апостол Лука. Русская икона

Евангелие Луки начинается со священника Захарии, приносящего жертву Богу, ибо уже готов был телец упитанный, которому предстояло быть закланным ради обретения младшего сына.

Иоанн

Апостол Иоанн. Русская икона
Апостол Иоанн. Русская икона

Церковный писатель шестого века Апрингий пишет: "Четвертое животное, подобное орлу летящему, означает Иоанна, который не говорит ни о человечестве Господа, ни о священстве, ни об Иоанне в пустыне, но, оставив все низинное, устремляется к самой высоте небес и, словно орёл совершая полёт, говорит особенно о Самом Боге: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1). "

***

Надеюсь, наше маленькое расследование показалось вам интересным.

Грань "неба" из разрушенного храма. Каргополь.
Грань "неба" из разрушенного храма. Каргополь.

Кстати, вы знали, что песня Бориса Гребенщикова на стихи Волохонского "Город золотой" основывается на том же сюжете из книги Откровения.

***

Понравился материал? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

***

Другие статьи про загадочные иконы:

Откуда у Богородицы третья рука?