Найти в Дзене

В каком порядке решать задания на ЕГЭ по русскому языку, чтобы получить больше баллов

Оглавление

Русский язык — это обязательный предмет для получения аттестата. Экзамен является усреднённым, т.е. у него нет профильного и базового уровня. Вариант экзаменационной работы состоит из заданий, различающихся по структуре и сложности: есть задания, ориентированные на профиль, и задания, проверяющие базовые умения.

Часть 2 экзаменационной работы направлена на создание сочинения-рассуждения. Это задание (27) открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Для оценки его выполнения разработана система, включающая 12 критериев. Максимальное количество первичных баллов за часть 2 — 24 балла.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 58 баллов.

Перешагнуть порог и набрать 10 первичных минимальных баллов для получения аттестата вовсе не сложно, но набрать 90+ баллов в ЕГЭ по русскому языку далеко не просто.

Кроме того, написание сочинения требует довольно-таки много времени. А если текст, по которому предстоит писать сочинение, сложен для анализа, то можно потратить много времени на черновой вариант сочинения и не успеть сделать все задания тестовой части.

Так с чего же всё-таки начинать — с сочинения или с теста? И в какой последовательности выполнять задания тестовой части: линейно, т.е. по порядку, или нет?

Давайте разберёмся в возможных стратегиях распределения времени на экзамене.

Экзамен по русскому языку длится 3 часа 30 минут (210 минут)

В отличие от других профильных предметов в бланках ответов экзаменующихся по русскому языку почти нет заданий, к которым они не приступали. Это значит, что почти каждый выпускник, при условии отсутствия дефицита времени, чувствует себя в силах попробовать решить даже сложные задания профильного уровня.

Как распределить время на экзамене

Итак, исходя из всего вышесказанного, попробуем определиться с последовательностью действий на экзамене.

Известно, что мыслительный процесс имеет свои особенности и при длительной напряженной работе мозг начинает чередовать периоды активной сосредоточенности с периодами торможения и расслабления. Учитывая это, построим алгоритм выполнения заданий.

Проверьте свой уровень знаний с опытным преподавателем на БЕСПЛАТНОМ УРОКЕ в нашей онлайн-школе.
Записаться на пробный урок.

Начинать экзамен следует с чтения текста, который представлен в тестовой части ЕГЭ. Так одновременно вы продумываете тему сочинения и готовитесь к работе с наиболее лёгкими заданиями тестовой части: заданием 22 и заданием 23. Именно эти задания должны быть первыми при решении теста, т.к. они помогут выпускнику в определении главной мысли текста, которую необходимо понимать, если ориентироваться на высокий балл за сочинение. Задание 23 может помочь в работе над комментарием, а выполняя тестовую часть, лучше делать вначале не очень сложные задания, чтобы сразу не загружать свой мозг трудоёмкой работой. Как показывает практика, это крайне неэффективно.

Вдумчивое внимательное чтение текста и выполнение заданий 22 и 23 должно занять от 5 до 8 минут, но не более 10 в самом крайнем случае.

Далее выполняем задания 24 и 25. Это примерно ещё минут 5.

После этого приступаем к заданиям 1,2,3. Дело в том, что задание 24 и задание 2 связаны между собой. Для их выполнения нужно вспомнить и применить знания о способах связи предложений в тексте. Также работа с главной и второстепенной информацией в задании 1 и со значением слова в задании 2 позволит актуализировать навык анализа текста, который понадобится для определения проблемы. На эту работу отводим ещё около 10 минут. После этого стоит прочитать текст ещё раз, проверить себя и перенести решённые задания в бланк ответов.

Важно! Перед началом составления плана сочинения стоит отвлечься от текста и подумать о чём-нибудь другом.

Затем следует приступать к созданию плана будущего сочинения, поскольку первые четыре критерия — оценка отдельных частей сочинения. А значит и план должен состоять из этих же частей, плюс вывод.

Задайте вопрос от главной мысли текста. Это и будет проблемный вопрос, необходимый для вступления, в котором должна быть сформулирована проблема, — предмет размышления автора текста.

Запишите проблемный вопрос, затем главную мысль. Главная мысль станет авторской позицией, а вы получите «рамку», внутри которой будет располагаться комментарий. Наметьте отрывки текста, которые будете использовать в комментарии. Подумайте над смысловой связью между отрывками.

Исходя из проблемы и авторской позиции, наметьте своё отношение к тому, о чём автор пишет в тексте, и зафиксируйте свою позицию в виде словосочетания. Подумайте о подтверждении (обосновании своей позиции) и запишите её в одно предложение. Сформулируйте вывод, опираясь на контрольные точки вашего сочинения: проблему и авторскую позицию.

Хорошо, если ваш план будет представлять собой следующую конструкцию:

  1. Одно словосочетание или предложение — проблема.
  2. Номер предложения для первого отрывка комментария и краткое пояснение к нему.
  3. Одно словосочетание, показывающее смысловую связь между отрывками.
  4. Номер предложения для второго отрывка комментария и краткое пояснение к нему.
  5. Предложение с авторской позицией.
  6. Предложение со своей позицией.
  7. Предложение с главной мыслью обоснования.
  8. Предложение вывода.

Время, отведённое для этой работы – ания сочинения на черновик построить его логическую схему и исправить несоответствия между частями. Если уже написали текст в черновом варианте, такие поправки сделать будет гораздо сложнее, т.к. придётся переписывать целую часть, где одно предложение связано с другим по смыслу.

Время, отведённое для этой работы — 15 минут.

После этого можно начинать писать сочинение на черновик.

Когда ваш текст будет готов в более или менее приближённом к окончательному варианту виде, можно на какое-то время оставить его и поработать с тестовой частью.

Черновой вариант сочинения должен быть написан за 40–50 минут. Если вы правильно сделали план, это будет несложно.

Далее решаем задания орфографического и пунктуационного блока с 9 по 21. Это позволит, повторив орфографические и пунктуационные правила, подойти к переписыванию сочинения начисто более ответственно, совмещая этот процесс с проверкой трудных мест в правописании.

Работа с двумя блоками не должна занимать более 20 минут. Проверка сочинения — около 5 минут.

Далее нужно сделать задания 5, 6, 7, 8, так как они предупреждают речевые и грамматические ошибки. Задание №8 достаточно большое по объёму, но справиться с ним надо успеть за 20 минут — указанное время распределяем на выполнение всех четырёх заданий.

-2

Многих интересует вопрос, при переносе сочинения в бланк ответов следует писать в каждой клеточке или через одну?

От выпускников, ранее участвовавших в ЕГЭ, ребята слышали, что при использовании дополнительного бланка приходится просить его у организаторов ЕГЭ, находящихся в кабинете. Иногда этот бланк приносят быстро, а иногда возникает заминка. Поэтому необходимо уместить всё сочинение на основном бланке, писать убористо, в каждой клеточке и не терять время на ожидание доп. бланка, потому что эта задержка никак не учитывается и на продолжительность экзамена не влияет.

На самом деле лучше всё-таки писать через клеточку. В случае обнаружения ошибки уже после переписывания текста на чистовик, что нередко случается на экзамене, исправить её будет крайне сложно, т.к. клеточки небольшие и слова окажутся расположенными слишком близко друг к другу. Поэтому пишем через клеточку. А если вам всё-таки понадобится дополнительный бланк и его принесут не сразу, не теряйте времени, займитесь переносом ответов из черновика в основной бланк.

Итак, рассчитываем, что проверка сочинения на предмет речевых и грамматических ошибок, а также само переписывание, должно занять около 30 минут.

Оставшееся время распределяем следующим образом:

  • 5 минут на первую проверку чистового варианта сочинения.
  • 10 минут на перепроверку сделанных заданий тестовой части.
  • 20 минут на доделывание оставшихся заданий: четвёртого и двадцать шестого.

Небольшой отдых продолжительностью в одну–две минуты.

  • 10 минут на перенесение заданий в бланк ответа.
  • 10 минут на ещё одну вычитку чистового варианта сочинения.
  • 10 минут резервного времени, чтобы ещё раз просмотреть всю работу и проверить всё ли перенесено и переписано в бланки ответов.

Если вы думаете, что написать сочинение на черновик за 40 минут нереально, приходите в онлайн-школу Тетрика! Мы научим вас составлять логические схемы, которые очень сильно упростят работу по созданию собственного текста на основе прочитанного.

Записаться на пробный урок.

План работы

А вот и план работы, расписанный от начала и до конца экзамена.

  • Внесение в бланк паспортных данных и распечатывание КИМов с 10:00 до 10:10 — не входит в экзаменационное время.
  • Чтение текста и выполнение заданий 22 и 23 с 10:10 до 10:20.
  • Выполнение задания 24 и 25 с 10:20 до 10:25.
  • Задания 1, 2, 3 с 10:15 до 10:40.

Небольшой отдых продолжительностью в однудве минуты.

  • Сочинение на черновик с 10:40 до 11:25.
  • Задания с 9 по 21 с 11:25 до 11:45.
  • Проверка сочинения с 11:45 до 11:50.

Небольшой отдых продолжительностью в однудве минуты.

  • Задания 5, 6, 7, 8 с 11:55 до 12:15.
  • Проверка сочинения, переписывание на чистовик с 12:15 до 12:45.
  • Проверка чистового варианта сочинения с 12:45 до 12:50.
  • Вторая проверка сделанных заданий тестовой части с 12:50 до 13:00.
  • Доделывание оставшихся заданий: четвёртого и двадцать шестого с 13:00 до 13:10.

Небольшой отдых продолжительностью в одну минуту.

  • Перенесение заданий в бланк ответа с 13:10 до 13:20.
  • Ещё одна вычитка чистового варианта сочинения с 13:20 до 13:30.
  • Резервное время, чтобы ещё раз просмотреть всю работу и проверить всё ли перенесено и переписано в бланк и ответов с 13:30 до 13:40.