Найти в Дзене
Звонкий Талер

Ценные советские монеты и жетоны

Будет правильным в самом начале нашего сегодняшнего обзора оговориться, что речь в нём пойдёт не только о монетах РСФСР и СССР, но и о советских монетовидных жетонах (металлических бонах - денежных суррогатах), чьё обращение было крайне ограничено территориально. Изображения этих монет и жетонов, взятых из коллекции автора, будут приведены ниже в ходе повествования.

Металлические боны советских предприятий: 5 копеек 1922 года Петроградской шорно-футлярной и чемоданной фабрики, 15 копеек 1946 года треста "Арктикуголь"
Металлические боны советских предприятий: 5 копеек 1922 года Петроградской шорно-футлярной и чемоданной фабрики, 15 копеек 1946 года треста "Арктикуголь"

Однако, довольно присказок - начнём же...

Что представляет себе простой обыватель, не имеющий интереса к нумизматике, когда слышит о ценных отечественных монетах? Вероятно, что-то такое, чему не меньше двух веков, выпущенное при давешнем "царизме" и сокрытое в музейных запасниках или в ещё не найденных кладах. То есть, что-либо подобное вот этому пятаку времён Екатерины Второй 1780 года:

На фото: 5 копеек 1780 года выпуска, отчеканенные из меди монетным двором в Екатеринбурге (отметка двора "ЕМ" под лапами геральдического орла Российской империи) тиражом в 51007000 экз.
На фото: 5 копеек 1780 года выпуска, отчеканенные из меди монетным двором в Екатеринбурге (отметка двора "ЕМ" под лапами геральдического орла Российской империи) тиражом в 51007000 экз.

Но подобный подход оказывается в корне неверным. Так как Катиных пятаков в своё время было отчеканено сотни миллионов штук (особенно с отметкой "ЕМ" - Екатеринбургского монетного двора) и стоят они в сохранности, как на приведённой выше фотографии, в районе 10-20 долларов США. Стоит отметить, однако, что шведские подделки, выпущенные от имени данного двора во время Русско-шведской войны 1788-1790 годов, и пятаки других монетных дворов могут стоить в разы и десятки раз дороже, но их в основной массе рыночного предложения данного типа монет не так много, поэтому и цена оправданна...

Гораздо выше "царских" многотиражных медяков могут цениться монеты более современные. Взять, хотя бы, советский период нашей истории, который автор застал в детсадовском и младшем школьном возрасте (тогда же впервые увлёкшись коллекционированием монет), широко представленный редкими и дорогими официальными выпусками регулярной разменной монеты 1931-го (билонная мелочь), 1942-го, 1947-го, 1958-го и первой половины 1970-х годов или памятными и юбилейными монетами с какими-либо отклонениями от принятых для них стандартов, как, к примеру, вот этот рубль, посвящённый Международному году мира:

На фото изображён памятный советский рубль 1986 года (реверс)
На фото изображён памятный советский рубль 1986 года (реверс)

Незначительная часть тиража данной монеты была отчеканена с аверсом так называемого переходного типа, где в обозначении номинала, в слове "рубль", литера "л" представлена двумя перекладинами в виде шалаша. Отсюда, кстати, в среде нумизматов и возник жаргонизм, обозначающий монету данного типа - собственно, "шалаш".

Аверс рубля "Международный год мира" так называемого переходного типа ("шалаш" - как говорят коллекционеры монет)
Аверс рубля "Международный год мира" так называемого переходного типа ("шалаш" - как говорят коллекционеры монет)

Если обычные рубли данного типа (со стандартной литерой "л") торгуются в районе пары долларов США, то "шалашик" на нумизматическом рынке стоит раз в 10-15 более, что оправдано его относительной редкостью.

Выше наш разговор вёлся о монетах общероссийских или общесоюзных, их эмитентом являлось государство. Однако, советская история знавала времена различных региональных и, даже, частных выпусков денежных суррогатов, особенно характерных для ранних лет существования РСФСР и СССР, когда ещё не была завершена финансовая реформа 1924 года, и рынок не был насыщен полноценной серебряной и медной монетой.

Таковым был выпуск металлических бон Второй государственной шорно-футлярной и чемоданной фабрикой Петрограда (название Санкт-Петербурга в 1914-1924 годах), осуществлённый в 1922 году.

Монетовидный жетон номиналом в 5 копеек (без указания года чеканки)
Монетовидный жетон номиналом в 5 копеек (без указания года чеканки)

Комплект бон, обращавшихся исключительно на территории предприятия, был представлен девятью номиналами от 1 копейки до 5 рублей (хорошо история появления и применения данных денежных суррогатов описана в цикле очерков Никиты Моисеенко в издании "Петербургский коллекционер" за 2012 год - ссылка тут).

Жетоны мелких номиналов недешёвые и торгуются в пределах 300-400 американских баксов. Такая цена оправдывается мизерным тиражом, который исследователям пока точно установить не удалось, и крайне ограниченным ареалом обращения данных суррогатов.

Рассмотрим ещё один выпуск металлических бон, осуществлённый советским государственным предприятием - трестом "Арктикуголь" в аккурат после Великой Отечественной войны, когда денежное обращение в стране ещё оставалось расстроенным.

15 копеек 1946 года треста "Арктикуголь", отчеканенные в алюминиевой бронзе тиражом в 33300 экз.
15 копеек 1946 года треста "Арктикуголь", отчеканенные в алюминиевой бронзе тиражом в 33300 экз.

Серия жетонов, представленная четырьмя номиналами (10, 15, 20 и 50 копеек), была отчеканена в 1946 году Ленинградским монетным двором. Боны предназначались для расчётов в советских торговых предприятиях на острове Шпицберген.

Данные жетоны встречаются чаще "шорно-футлярных" (тиражи каждого номинала известны) и стоят в разы дешевле. Так, экземпляры с высоким грейдом сохранности можно приобрести в районе 80-100 $.

Есть в собрании автора ещё один интересный экспонат - 20 копеек 1934 года Тувинской Народной Республики, существовавшей до 1944 года, когда она вошла в состав СССР как Тувинская автономная область. Но этот экспонат страшно показывать моим уважаемым читателям. Дело в том, что монета в своё время была покрыта значительной по площади коркой коррозии и после воздействия на неё уксусной кислотой - на монетном поле и гурте остались заметные каверны от сошедшей "коррозийной плёнки". По степени редкости и своей рыночной стоимости тувинские монеты занимают промежуточное положение между "арктическими" и "шорно-футлярными" металлическими бонами. Их оценка (с высоким грейдом сохранности) может достигать 200-300 баксов.

Однако, стоит оговориться, что в последние десятилетия коллекционировать редкие монеты и металлические боны становится всё проблематичнее. Так как неумолимый технический прогресс уже позволяет изготавливать подделки довольно высокого уровня даже в кустарных условиях, и отличить их от оригинала становится всё труднее, не применяя спектральный анализ сплавов. Дистанционная покупка сего материала просто опасна, если на 100% не доверяешь продавцу и его компетентности в нумизматике! Такие дела...

Любите нумизматику, друзья мои, занимайтесь ею: not war - make love!

С вами был Звонкий Талер