Наверное многие согласятся, что джаз находится где-то в элитарной области «лёгкой» (то есть, не академической) музыки и предъявляет самые высокие требования к исполнителю. Возможно, это не делает джаз «лучше» других жанров, но сколько стонов и разочарований всегда слышно при попытке освоить джазовую импровизацию от музыкантов, уже вроде бы поднаторевших в иных музыкальных областях...
Ниже — несколько мнений пользователей англоязычного сектора интернета с попытками ответить на вопрос в заголовке этой статьи.
Matt Marcina
Короткий ответ — потому что это требует понимания концепций, а не просто практики, как в случае с классическим репертуаром.
Изучение классического произведения требует усердия, настойчивости, дисциплины и эффективных практических упражнений. Если вы умеете читать ноты и обладаете достаточно приличной техникой, вы можете разучить и сыграть практически что угодно. Может быть, не сразу в оригинальном (требуемом) темпе, но, даже если вы не можете справиться с этим сразу, это потребует только последовательной практики. Всё расписано, и, обладая достаточным количеством времени, вы можете это освоить.
Джаз, в отличие от этого, требует глубокого понимания музыкальных концепций. Речь идёт не о том, чтобы выучить одну мелодию, натренировать её, затем импровизировать на неё, и в конечном итоге овладеть ею. Хотя эти вещи всё ещё необходимы, однако, если вы не знакомы с основными понятиями (аккорды, голосоведение, последовательности аккордов, фразировка, и многие другие теоретические концепции), вы не сможете эффективно играть джаз. Вы должны иметь возможность играть как можно больше разных мелодий, используя одни и те же принципы — вам нужно уметь быстро «реагировать».
Я преподаю джазовое фортепиано многим студентам, и так как многие попадают ко мне с классическим образованием, переход к джазу со сменой всего подхода к делу бывает очень трудным. Но он необходим. И как только этот рубеж пересекается, всё внезапно перестаёт быть слишком сложным.
Как только вы поймёте строение аккордов (для чего очень желательно как можно лучше разбираться в темах интервалов, тональностей и ключевых знаков), вы можете изучить концепции джазового голосоведения. Когда вы поймёте и это, вы можете начать изучать «сами голоса». Лучший способ — это тратить по 30 минут в день, открывая любую «real book» с джазовыми стандартами на произвольной странице и пытаясь воспроизвести мелодию, которую вы выбрали.
Затем приходит время изучить такие понятия, как взаимные отношения различных гамм и типов аккордов, которые позволят вам начать учиться импровизировать мелодические линии под аккорды. Затем вы должны попытаться освоить практическое применение этого в максимально возможном количестве различных ситуаций.
Затем играйте по шаблонам, чтобы пополнить свой «словарный запас» и подготовить себя ко всему. Активное прослушивание записей также является важнейшим компонентом изучения джаза, которое никогда не следует упускать из виду.
И, помимо всего, вам нужно всё так же потратить определённое количество времени, просто тренируясь, поскольку чем лучше ваша техника, тем больше вы сможете делать во время игры.
Как видите, по сравнению с классической музыкой джаз требует гораздо больше всяких ноу-хау. И да, всё зависит от широты «словарного запаса». Чем больше звуковых структур вам знакомо, тем больше вы сможете сделать. Чем больше связей между аккордами и гаммами вы понимаете, тем более разнообразными могут быть ваши импровизации и тем больше своих идей вы можете выразить.
Вот почему джаз так сложно играть хорошо.
Greg Maland
Я не считаю себя экспертом, но как человек, который любит джаз, я бы сказал следующее. Хотя джаз предполагает играть «вне» правил, но то, как именно вы добиваетесь того, чтобы у вас всё звучало хорошо, является очень серьёзным творческим вызовом.
Некоторые люди, похоже, обладают особым даром нарушать правила, оставаясь при этом очень музыкальными и мелодичными. В отличие от этого, если музыка создаётся вообще без каких-либо ссылок на правила, её очень тяжело оценить, и, честно говоря, столь же тяжело слушать.
Ben Williams
Потому что никто не говорит вам, что вы должны играть. В академической парадигме у вас есть текст произведения, который вы исполняете точно, нота в ноту. В рок-музыке у вас всё ещё есть определённые аккорды и мелодии, которые вы пытаетесь воспроизвести как можно точнее.
В отличие от этого, в джазе вы композитор. Вам нужна большая база знаний, чтобы звучать хорошо. И вам нечем прикрыться.
Читайте также: Импровизация.