Свет британской литературы Оскар Уайльд старше Сальвадора Дали ровно на полвека, и в чём-то его можно назвать предшественником скандально известного испанца.
1. Мифы и реальность
Уайльд говорил, что «истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают... Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека».
Дали, сам старательно уплотнявший завесу легенд вокруг себя, был горячо согласен. Он поддерживал слухи о собственной импотенции, окружил легендами свои отношения с женой, детство и юность, да что там – даже внутриутробный период!
2. Хлеб и зрелища
Уайльд понимал, что одной литературы для коммерческого успеха мало: он путешествовал, давал гастрольные лекции, был мгновенно узнаваем, благодаря безупречному стилю, который оттачивал с юности... он был не просто писателем. Он был звездой. Как и Дали!
Перформансы, дизайн помещений и витрин магазинов, работа с кино, модой, журналами, телевидением... Дали был повсюду, он стал не просто художником, а живым арт-объектом. Его устремлённые в небо усы настолько въелись в коллективную память, что мгновенно вызывают единственно возможную ассоциацию – с Сальвадором Дали.
3. Искусство и слава
Есть люди, которые с юности хотят совершить великое открытие, писать картины дни напролёт, полететь в космос, помогать обездоленным... А есть те, кто хочет прийти к успеху и жить на широкую ногу. За счёт чего – вопрос другой.
И Уайльд, и Дали относятся ко вторым. У обоих был великий талант и оба рано занялись профессиональной деятельностью – один литературной, второй художественной. Но когда в студенческие годы друг сказал:
«Ты очень много говоришь о себе, Оскар, и обо всём, что ты хотел бы получить. Но ты упорно молчишь о том, чем намерен заниматься в жизни,» – Оскар ответил: «Я буду поэтом, писателем, драматургом. Так или иначе, имя своё я прославлю, а если не прославлю, то ославлю».
Так и Дали повторял: «Главное, чтобы обо мне говорили, пусть даже и хорошо,» – мечтал покорить мир, добиться всеобщего внимания – и сделал это.
4. Прошлое и настоящее
И Уайльд, и Дали из той породы людей, которым «раньше было лучше». Уайльд был плоть от плоти братства прерафаэлитов, которые мечтали откатить прошивку человечества к версии Века Веры (то есть Средневековья), а Дали ругал своих коллег за то, что они, получив в наследство Рафаэля, «поклоняются фетишам, слепленным в порыве рукой дикаря!»
Бонус:
На идею для этого сравнения меня натолкнула цитата из дневника двадцатилетнего Уайльда: «В новые времена Данте и Дюрер, Китс и Блейк – лучшие представители греческого духа». Сразу встали перед глазами иллюстрации (1951-1964) Дали к «Божественной комедии» Данте, а дальше понеслись ассоциации... Если вы были на выставке Сальвадора Дали в Манеже, вы точно видели иллюстрации. (Некоторые. Их ведь целая сотня!) А если нет, выставка открыта до 29 марта. Или полистайте вот карусель ниже:
Что ещё общего у двух таких непохожих гениев? Делитесь мыслями в комментариях!