Как говорилось ранее, в 1-ой половине 2 тыс. до н.э. арийская общность распадается на 2 ветви – иранскую и индоиранскую.
В предыдущих статьях:
Как арии, будущие осетины, получали новые земли?
Арии, аланы, осетины – родственники?
Кто оставил великое наследие в Осетии?
Какие религиозные воззрения были в Осетии?
Индоарии, которые были в составе арийской общности, покидают Европу и перемещаются в Индию.
Арии второй ветви (иранской), также расселяются к востоку и югу, но оставляют за собой земли своей прародины (степи между Дунаем, Кавказом и Уралом). К этой ветви относятся современные осетины, персы, таджики, афганцы, курды, белуджи и др.
Народы, предками которых были арии иранской ветви, разговаривают на языках, в основу которых лёг общеиранский язык. На этом языке во 2 тыс. до н.э. общались арии-иранцы.
В конце 2 тыс. до н. э. иранская общность распадается ещё на 2 группы. К первой группе относятся северные иранцы, их предками были скифы, бактрийцы, хорезмийцы, согдийцы. Ко второй группе – южные иранцы, их предки – персы, курды, белуджи, мидяне и прочие иранские народы.
Южные иранские племена получают название «южные», так как уходят с европейской прародины по направлению на юг и занимают Иранское нагорье (нынешние Афганистан и Иран). А северные иранцы направляются далеко от своей иранской прародины и занимают степные районы Евразии (Северное Причерноморье, Предкавказье до Средней Азии, Казахстан и южную часть Сибири).
Вследствие таких значительных перемещений создаётся обширный иранский мир, который был разделён между хозяйственной и природной зонами. В южных районах формируется древняя земледельческая цивилизация (южные районы – это плодородные долины Иранского нагорья и оазисы Средней Азии) и те иранцы, которые пришли на этих земли, начали осваивать опыт предыдущих неиранских племён. В итоге эти племена принимают оседлый образ жизни, а главными их занятиями становятся скотоводство и земледелие.
В северных степях, там, где находились скифы, наоборот, пастушество сменилось кочевым скотоводством.
В первую очередь кочевники-иранцы отличались от оседлых иранцев образом жизни. Но их язык и культура были схожи, а также на ранних этапах общественное устройство ничем не отличалось друг от друга. Семья была неотъемлемой частью рода, род находился в составе племени, несколько племён в совокупности составляли область или страну, а в определённом количестве областей формировался единый народ.
Несмотря на схожесть оседлых жителей и кочевников, между ними возникали противоречия. Самым ярким примером является то, что кочевники жили прежде всего за счёт добычи, захваченной во время набега на тех самых оседлых скотоводов и земледельцев, которые всеми силами стремились защитить от урона обработанную землю и выращенных животных от угона.