«Я отменил гол Златана. Если бы взглядом можно было убить, я бы тогда пал замертво»
Нидерландский арбитр Бас Нейхейс поделился воспоминаниями о знаменательных встречах со звёздами мирового футбола.
Внешность Роналду обманчива. Он вовсе не надменный, а очень даже приятный в общении
Меня часто спрашивают, каково это: судить матчи мультимиллионеров? Они такие же в реальной жизни, какими представляются нам по телевизору или в других СМИ? На заре судейской карьеры мне и самому хотелось узнать ответы на эти вопросы.
Криштиану Роналду казался мне довольно высокомерным. К слову, некоторые люди думают то же самое обо мне, но португальский волшебник на поле ведёт себя абсолютно нормально — настолько, что ломает все шаблоны. В октябре 2011 года я впервые судил игру с его участием: Португалия принимала Исландию в рамках отборочного этапа чемпионата Европы. Перед матчем Роналду с товарищами по команде осматривал поле. Модные наушники, сверкающие серьги, орлиный взор — Криштиану выглядел совершенно неприкасаемым. Я решил, что мои предрассудки подтвердились. Через час мы увиделись в подтрибунном помещении. Роналду подошёл ко мне, пожал руку и дружелюбно сказал:
«Реф, приятно познакомиться. Как дела? Добро пожаловать в Португалию. Удачи».
Конспирологи могут увидеть в этом попытку задобрить арбитра, но Криштиану и во время матча вёл себя достойно. Не секрет, что Роналду известен скоростью и дриблингом. Наблюдать за этим — одно удовольствие, но не для судьи, ведь каждый раз приходится гнаться по пятам. После четвёртого рывка Роналду по правому флангу я в шутку сказал ему, еле дыша: «Криштиану, прошу тебя, остановись. Я больше не могу». Он рассмеялся и побежал дальше.
Во втором тайме, когда я уже забыл об этом эпизоде, Роналду получил мяч неподалёку от меня. «Реф, сейчас-то всё в порядке? Теперь можно играть?» — спросил он и без особых усилий выдал точную диагональ. Роналду может быть и таким. Шутки на его выступление никак не повлияли: Португалия одержала победу с хоккейным счётом 5:3, а Криштиану, бесспорно, был лучшим игроком. После этого я ещё несколько раз судил матчи с участием Роналду, и он неизменно оставлял приятное впечатление.
Разумеется, Криштиану живёт как мировая звезда. Он не может остаться незамеченным, его всё время преследуют папарацци. Я бы не хотел оказаться на его месте, хотя однажды мне довелось немного побыть Роналду. В ноябре 2015 года я судил матч группового этапа Лиги чемпионов между «Шахтёром» и мадридским «Реалом» во Львове. Матч получился невероятно зрелищным (королевский клуб выиграл со счётом 4:3), а неподражаемый Роналду в очередной раз был признан игроком матча.
Перед матчем мы с ассистентами в тренировочной экипировке вышли на разминку. Стадион уже был забит до отказа. Вдруг сотни болельщиков стали скандировать: «Ро-нал-ду! Ро-нал-ду!» — и тогда один из помощников сказал: «Бас, могу ошибаться, но мне кажется, что они приняли тебя за Роналду». Видимо, издалека я чем-то на него похож. Ключевые слова — «издалека» и «видимо». Так или иначе, я продолжил тренироваться как ни в чём ни бывало на глазах у многотысячной толпы. А как я должен был реагировать? Помахать в ответ? Меня бы беспощадно освистали, как только настоящий Роналду появился бы на поле. Не то чтобы я никогда не слышал гула трибун в свой адрес, но это всё-таки уникальный случай. Я просто скромно кивнул. Суть в том, что я на мгновение почувствовал себя Роналду. Это было прекрасно, но в то же время странно и неловко.
Суарес уже давно привык симулировать. «Ныряет» по старой памяти, а потом обижается на судей
В октябре 2012 года я судил матч группового этапа Лиги Европы между «Ливерпулем» и «Анжи» на «Энфилде». Тренером российского клуба тогда был Гус Хиддинк. В нападении у хозяев играл Луис Суарес — с ним я уже был знаком по Эредивизи. Суарес снискал в Нидерландах сомнительную репутацию. Он так часто картинно падал на газон, причём иногда вообще без контакта с оппонентом, что нас регулярно предупреждали о возможных выходках с его стороны на судейских собраниях в Зейсте. Дошло до того, что ни один арбитр в лиге не решался ставить пенальти за фол на Суаресе — только если нарушение правил было вопиющим.
Тем не менее, перед игрой мы всё же мило поболтали в туннеле. Он сказал: «Бас, здорово, что мы снова встретились. После матча подарю тебе футболку». Впрочем, как только игра стала набирать обороты, Суарес принялся за старое. Он несколько раз упал, но я так и не свистнул. Более того, я показал ему жёлтую карточку после нескольких устных предупреждений. Он рассвирепел и рявкнул: «Футболку не получишь!» — на что я ответил: «Ладно, тогда сам куплю её в клубном магазине».
Мертенс — внимательный и ответственный. В отличие от Суареса, подарил футболку, как и обещал
Не подумайте, я не коллекционирую футболки топ-футболистов. Это получается как-то само собой. Обычно мы договариваемся прямо во время матча на основе взаимопонимания. Как правило, я потом отдаю футболки на благотворительные аукционы. В марте 2015 года я судил матч московского «Динамо» и «Наполи» в Лиге Европы. Дрис Мертенс, лидер итальянского клуба, пообещал отдать мне свою футболку. После игры он не просто сдержал слово, но и сделал подарок эксклюзивным. Мертенс, которого я давно знал по выступлениям за АГОВВ, «Утрехт» и ПСВ, написал на футболке: «Удачи. Надеюсь, увидимся в финале». Я ни разу её не надевал, а о том, чтобы выставить этот сувенир на торги, даже мысли не было — уж очень я им дорожу.
Ибрагимович заводится с пол-оборота и давит на судей, но его капризы нужно игнорировать
Где бы вам ни пришлось работать в качестве главного арбитра, никогда не следует задумываться о больших суммах, которые стоят на кону. Величие футболистов тоже не должно вас смущать — всё это будет только отвлекать. Нужно сосредоточиться на игре, оставаться собой и относиться к звезде мирового футбола так же, как и к условному левому защитнику «Маастрихта», хоть это и непросто.
В 2016 году я судил товарищеский матч между Швецией и Чехией (1:1) в Стокгольме. Команды решили устроить контрольный поединок в преддверии чемпионата Европы во Франции. В сборной Швеции играл некто Златан Ибрагимович — какой-то нападающий из «Манчестер Юнайтед», который зарабатывал всего-то 285 тысяч евро в неделю. Из расчёта на 40-часовую рабочую неделю — 7125 евро в час. Для сравнения: в среднем арбитры получают 1500 евро за матч под эгидой ФИФА и 6000 евро за игру, организованную УЕФА. Дело в том, что Международная федерация футбольных ассоциаций учитывает все континенты, поэтому ставка там значительно ниже, чем в Европейской. Короче говоря, если опять взять за основу 40-часовую рабочую неделю, за час игры в Стокгольме я заработал около 150 евро. Мизер по сравнению с зарплатой Златана, но я не унываю: в конце концов, условный левый защитник «Мастрихта» получает ещё меньше — по крайней мере, мне так кажется.
Во втором тайме при счёте 1:1 чешский защитник сфолил на Златане. Я назначил свободный удар, однако, по мнению шведской звезды, наказание было слишком уж мягким. Он попытался недвусмысленными жестами выпросить удаление.
— Реф, серьёзно? Это даже не жёлтая, а красная! Я же мог сломать спину!
— Златан, это просто фол.
Тогда он завёлся и перешёл в режим да-ты-вообще-знаешь-кто-я-такой: «За такие фолы надо удалять». Я ответил ему по-нидерландски: «Не ной, Златан, играй». Он прошипел: «Это просто позор».
Я не передумал, несмотря на разъярённый вид Златана, и повторил:
— Не ной, играй.
— Тогда я сам с ним разберусь.
— Что ж, удачи.
В концовке встречи Златан забил головой, но перед этим толкнул защитника сзади. Я отменил гол, чем вызвал негодование шведской публики — и, конечно же, Златана. Если бы взглядом можно было убить, я бы тогда пал замертво. «Спасибо, что предупредил», — сказал я мимоходом. Златан огрызнулся: «Это позор. Грёбаный стыд».
И всё же нашёлся кое-кто даже более возмущённый: резервный судья Кевин Блом. «А так хорошо всё начиналось», — прозвучал в наушнике его сердитый голос.
Бэкхем и Гиггз поразили своей вежливостью. За весь матч Дэвид сказал лишь одну фразу
По сравнению со Златаном, земным божеством, Дэвид Бэкхем и Райан Гиггз кажутся мне настоящими скромнягами. Джентльмены до мозга костей. Однажды я судил матч сборной Англии с участием Бэкхема. Дэвид был образцово невозмутим. Он не оспаривал моих решений и был сфокусирован только на игре. В тот вечер он сказал мне одну-единственную фразу: «Отличная работа, реф».
Матч с участием Райана Гиггза я судил в октябре 2013 года: «Манчестер Юнайтед» и «Реал Сосьедад» играли в Лиге чемпионов (1:0). В ходе встречи Гиггзу наступили на пятку, но я не стал останавливать игру. Спустя четверть часа, когда кому-то из игроков оказывали медицинскую помощь, Райан подошёл ко мне и вежливо обратился: «Я думаю, что в том эпизоде следовало назначить свободный удар. По-моему, контакт всё-таки был». Я ответил: «Не спорю, контакт был, но не такой жёсткий». Гиггз сказал: «Окей, реф. Возможно, тебе было видней со стороны. Я уважаю твоё решение. Вопросов нет».
Озил всегда готов прийти на помощь. В перерыве матча ЛЧ подсказал, как выбрать дом в Германии
В сентябре 2015 года я судил матч Лиги чемпионов между лондонским «Арсеналом» и «Олимпиакосом». Во время паузы я заговорил с Месутом Озилом, искромётным плеймейкером английского клуба и сборной Германии. Он спросил, откуда я так хорошо знаю немецкий. Я ответил, что живу в трёх километрах от границы и езжу в Германию заправлять автомобиль, потому что там бензин дешевле, а ещё часто летаю немецкими авиалиниями.
— То есть мы почти земляки?
— Более того, я рассматриваю возможность покупки или строительства дома в Германии.
Цены на немецком рынке недвижимости упали, поэтому я всерьёз обдумывал эту идею. Когда мы уходили с поля на перерыв, Озил вернулся к теме и дал мне пару советов, на что нужно обратить внимание при покупке дома за рубежом. Озил с большим энтузиазмом поделился собственным опытом. Во втором тайме я показал Месуту жёлтую карточку за ожесточённый спор с моим ассистентом. «Арсенал» проигрывал со счётом 2:3, трибуны гудели, однако Озил всё равно подошёл ко мне и сказал:
— Желаю удачной покупки. Ты не пожалеешь.
— Я непременно приглашу тебя на новоселье.
— Ловлю на слове!
Дома в Германии у меня пока нет, зато я уже точно знаю, кто всегда будет в нём желанным гостем.
Видаль за словом в карман не лезет. Он вспыльчивый и неуступчивый — в общем, типичный чилиец
В июне 2017 я работал в Клуже на товарищеском матче между сборными Румынии и Чили (3:2). Это был последний тест для чилийцев перед Кубком конфедераций в России. Порой мне кажется, что для южноамериканских футболистов не бывает товарищеских матчей, они в любой игре выгрызают победу зубами.
В матче против румынов сборная Чили быстро обеспечила себе преимущество в два гола, но на поле всё равно продолжалась борьба и, как следствие, возникали опасные ситуации. Уже на 33-й минуте мне пришлось удалить с поля Гари Меделя, защитника миланского «Интера». Некоторые чилийские футболисты были возмущены моим решением, но звёздный форвард сборной Алексис Санчес успокоил товарищей по команде и сказал мне: «Реф, ты прав». Я ответил: «Дело не во мне. На Кубке конфедераций за такое нарушение тоже удалят, так что играйте аккуратнее».
Во втором тайме на поле появился Артуро Видаль, опорник-терьер из мюнхенской «Баварии». Он умеет гнуть свою линию, но в споре никогда не переходит на личности. В ходе матча Видаль наткнулся на ногу румынского защитника и упал. Я назначил свободный удар и сказал: «Ты так катался по газону, будто на тебя налетела туча комаров». Он ответил:
«Может, ты и прав, реф. Боюсь, в таком случае я подхватил малярию».
Перевод с нидерландского — Артём Прожога