Найти тему
Моя Россия

За что жена Ленина невзлюбила гениального советского педагога Антона Макаренко

Оглавление
Антон Макаренко
Антон Макаренко

Советский педагог Антон Макаренко перевоспитывал не школьных хулиганов или испорченных детишек богатых родителей. Его воспитанники – беспризорники, у которых не было авторитетов и страха. Они ненавидели мир и не боялись использовать силу. Именно с таким «материалом» работал Макаренко. Он достиг поразительных результатов, однако методы Антона Семеновича встретили критику Надежды Крупской и теоретиков советской педагогики. Они обвиняли Макаренко в авторитаризме, жестокости и эксплуатации детского труда.

Армия беспризорников

К началу 30-х годов ХХ века в молодой советской республики было до 12 миллионов беспризорников. Все они горькое наследие революции, Гражданской войны, последующего раскулачивания, расказачивания, коллективизации. По стране бродили миллионы голодных детей и эта «армия» беспризорников терроризировала Союз и по циркуляру от 20 апреля 1935 года несовершеннолетних возрастом от 12 лет разрешалось расстреливать за уголовные преступления.

Беспризорники играют в карты
Беспризорники играют в карты

Советская власть пыталась исправить ситуацию и вернуть беспризорных детей казаков, крестьян, белогвардейцев и красноармейцев к нормальной жизни. По всему СССР стали открывать колонии и коммуны, в которые и помещали ребят, отловленных в городах и селах разоренной страны.

Коммуна имени Горького

Одну из таких организаций создали в 1920 году в селе Ковалевка, под Полтавой. Через год приют назвали колонией имени Максима Горького. Позднее беспризорников перевели под Харьков в бывший Куряжский монастырь. Возглавлял заведение директор железнодорожного училища Антон Семенович Макаренко. Он с нуля создал колонию, в которой занимался перевоспитанием беспризорников и малолетних правонарушителей.

Антон Семенович вместе с воспитанниками
Антон Семенович вместе с воспитанниками

С 1927 года в поселке Новый Харьков начала работу коммуна имени Дзержинского. До 1935 года ей руководил Макаренко. В 1930 году в коммуне открыли рабфак Харьковского машиностроительного института, а через два года – завод электрических инструментов.

С 1932 года коммунары собирали электросверлилки ФД-2 и ФД-3
С 1932 года коммунары собирали электросверлилки ФД-2 и ФД-3
Фотоаппарат ФЭД, который с 1934 года собирали коммунары.
Фотоаппарат ФЭД, который с 1934 года собирали коммунары.

С 1933 года заведение перешло на полное обеспечение и в его стенах работал завод пленочных фотоаппаратов ФЭД. В тяжелейших условиях с минимальной материальной базой Макаренко удалось наладить жизнь сотен ребят, которые оставили свое преступное прошлое и благодаря «Антону» стали честными гражданами страны. Является копией немецкой «Leica II».

Начало своей непростой истории Макаренко описал в книге «Педагогическая поэма», которая читается не как скучный педагогический трактат, а как приключенческий роман. Антон Павлович считал главными достоинствами человека честность, дисциплинированность и отсутствие эгоизма. Именно эти черты педагог пытался привить своим воспитанникам.

Принципы педагога

Антон Семенович Макаренко великий педагог, который, согласно ЮНЕСКО, определил педагогическое мышление всего ХХ века. В современных педагогических университетах его идеи считаются устаревшими и неэффективными. Воспитательные методы и цели Макаренко не вписываются в мир, где правит глобальный рынок, а под видом гуманизма человеку прививают потребительские ценности. В работе Антон Семенович придерживался следующих принципов:

1. Воспитание в коллективе, которое готовит ребенка к реальной жизни в социуме, где ему понадобится «завоевывать» свой статус. Коллектив помогает адаптации и формирует взрослое чувство ответственности. Этого так не хватает современным детям, которым родители и общество навязывают принцип: «мне все должны».

2. Личный пример для ребенка. Макаренко говорил: «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне». Эту цитату педагог посвятил родителям и воспитателям. Один правильный пример и последовательность в действиях заменяет тысячу слов.

3. Гуманизм и оптимизм. В каждом ребенке надо отыскать что-то хорошее и на это хорошее опираться. Воспитанник – личность, с которой следует общаться и учитывать ее мнение. Макаренко говорил: «Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

4. Практический опыт. Этот принцип объясняет следующая цитата: «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

5. Трудовое воспитание. Во время выполнения работ у детей развивается чувство товарищества, коллективизме, взаимовыручки, упорства. Ребята учатся уважать труд, развиваются как физически, так и эмоционально.

Коммунар учится работать за станком. Девизом коммуны было: «Не пищать!»
Коммунар учится работать за станком. Девизом коммуны было: «Не пищать!»

В коммуне царил армейский порядок и дисциплина, но следует помнить в какое время жили эти дети. И судить педагога, живя в мирное сытое время верх цинизма. Для современных педагогов методы трудового, коллективного и отчасти сурового воспитания – дикость. Однако и в советское время практическая работа Антона Семеновича вызвала противодействие со стороны теоретиков педагогической науки. Самым яростным противников Макаренко была жена Ленина Надежда Крупская.

«Я ручаюсь за них»

Первыми жителями коммуны стали взрослые парни, которые сознательно занижали свой возраст, из-за страха попасть под следствие. Они были физически сильными, наглыми и не желали подчиняться педагогам и персоналу колонии. В «Педагогической поэме» Макаренко писал, что просил воспитанников нарубить дров. Один из них по фамилии Задоров ответил: «сам наруби, много вас тут». Воспитатель сорвался и ударил наглеца. Педагог писал, что ожидал жесткой ответной реакции и мысленно попрощался с жизнью. Однако Задоров рассмеялся и сказал: «Здорово, что ты мне по морде съездил!».

Вот такими дети попадали в коммуну имени Горького
Вот такими дети попадали в коммуну имени Горького

Воспитанники имели криминальное мышление, а такие люди уважают силу. Парни, успевшие на своем веку пережить много страшных моментов, увидели в хилом очкарике Антоне Семеновича своего вожака. Они стали костяком колонии беспризорников и главной опорой воспитателя. Эта был первый и последний пример рукоприкладства Макаренко.

В 30- годах в докладной записке руководству уже известный педагог Антон Макаренко писал: «Если говорить о коммунарах как о будущих членах нашего общества, то я ручаюсь за них, ручаюсь за их первосортность». Когда воспитанник покидал стены коммуны он получал характеристику, в которой Антон Семенович писал только хорошее. Макаренко не верил, а знал, что сделал свою работу хорошо и бывший беспризорник идет во взрослую жизнь честным и трудолюбивым человеком.

Съезд комсомола

Коммуна только первый год своего существования была на содержании государства, остальное время ребята обеспечивали себя сами. Макаренко так описывал финансовое положение в приюте: «…Я мог тратить в год по 200 тыс. рублей на летние походы, 40 тыс. рублей заплатить за билеты в харьковские театры. Я мог купить автобус, легковую машину, грузовую машину. Разве школа может это купить?... Мы могли одевать мальчиков в суконные костюмы, девочек – в шелковые и шерстяные платья».

Ребята работают за станками 
Ребята работают за станками 

Деньги зарабатывали сами дети. На территории коммуны действовали различные предприятия, ребята занимались сельских хозяйством, выращивали скот. В 1928 году на съезде комсомола Надежда Крупская обрушилась на Макаренко. Его обвиняли в самоуправстве, отходе от принципов коммунистического воспитания, применении жестоких методов и рукоприкладства.

Максим Горький с воспитанниками коммуны. Антон Макаренко второй слева в белой фуражке 
Максим Горький с воспитанниками коммуны. Антон Макаренко второй слева в белой фуражке 

По настоянию Крупской в 1928 году Макаренко сняли с должности. Была выпущена резолюция, в которой говорилось: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская». Ситуацию спас Максим Горький, который был «шефом» колонии, носившей его имя. Он помог беспризорникам переехать под Харьков, где и организовали коммуну имени Дзержинского. Макаренко остался одним из ее руководителей.

Сердце надвое

Крупская считала, что Антон Семенович крадет у ребят детство, заставляет их «вкалывать», а вместо учебников отдает предпочтение драматическим кружкам и трудовому воспитанию. В 1935 году Антона Семеновича отстранили от работы в колонии Дзержинского и перевели в аппарат НКВД. Но он продолжал пытаться распространить свой метод на трудовые колонии СССР. 

1 апреля 1939 года Макаренко ехал в поезде в Москву. По дороге в столицу он умер. Сердце гениального педагога разорвалось надвое. Похоронили Антона Семеновича на Новодевичьем кладбище Москвы.  

Могила Антона Макаренко
Могила Антона Макаренко

Принципы Крупской стали основой советской школы, а о работе Макаренко до 80-х годов ХХ века особо не вспоминали. В 1935 году Макаренко написал: «И может быть, очень скоро у нас перестанут писать «педагогические поэмы» и напишут просто деловую книжку: «Методика коммунистического воспитания».

Суровый и малословный

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 1999 году, только 10% выпускников детских домов адаптировались в самостоятельной жизни. 40% попадали в тюрьму, еще 40% становились алкоголиками или наркоманами, а 10% заканчивали жизнь самоубийством. С того времени прошло 20 лет, но и сегодня подавляющее большинство детей, выросших вне семьи, переживают сложности с адаптацией.

Персонал и жители коммуны. Макаренко четвертый слева
Персонал и жители коммуны. Макаренко четвертый слева

Через Макаренко прошло 3000 беспризорников. Исследовали не выявили случаев рецидива среди коммунаров. Каждый выпускник нашел свое место в жизни и был спасен Антоном Семеновичем, которого Максим Горький описывал как: «…суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов».

Макаренко был строгим человеком, но из тысяч бывших беспризорников никто не оставил о нем плохого слова. Любимый воспитанник Макаренко Семен Калабалин, вместе с женой Галиной, которая тоже росла в коммуне, продолжили дело «Антона». Вместе они изменили судьбу 7000 тысяч ребят. После их смерти коммуны, работающее по методики Макаренко перестали существовать.

Главные продолжатель дела Макаренко. Семен и Галина Калабалины
Главные продолжатель дела Макаренко. Семен и Галина Калабалины

«Макаренцы» трудились на советских предприятиях и великих всесоюзных стройках, служили в Красной армии, работали инженерами, учителями, врачами. Многие из них сражались и погибли во Время Великой отечественной войны.

Рекомендуем также: ПОЧЕМУ ГЕНИЙ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАК ПОПУЛЯРЕН В МИРЕ, И НЕ АКТУАЛЕН В РОССИИ?

Автор: Александр Бражник