После смерти князя Андрея Боголюбского — «самовластца» — в Суздальском княжестве была большая смута, в итоге которой на престоле утвердился брат его Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Правил он долго — тридцать шесть лет. Жёсткой рукой правил: сопротивление бояр сломил, соседей, если на Владимир нападали, сурово карал. При Всеволоде ещё краше стал Владимир. При нём перестроен и расширен был Успенский собор. Неподалёку от него основал Всеволод свою резиденцию и возвёл Дмитровский собор — белокаменное чудо города Владимира.
Будто кружевная богатая скатерть с кистями наброшена на стройный белокаменный храм. Словно драгоценный ларец, изукрашен храм резьбою. Растения, птицы, животные сплелись в тонкий узор. Между висячими колонночками помещены изображения святых. А на стенах, в верхней части, — чего только нет! Библейский царь Давид-сладкопевец псалмы поёт, а птицы и звери его слушают. А там — Александр Македонский летит на небо в корзине, которую лебеди несут. Вот и сам князь Всеволод со своими пятью сыновьями...
В киевские дела владимирский князь вовсе не вмешивался. Его за то автор «Слова о полку Игореве» упрекает. А вот в Новгороде власть свою крепил: как некогда великие киевские князья, дал он новгородцам старшего сына своего Константина на княжение. А после смерти князя пятеро его сыновей разделили княжество между собою и начали «прю».
А вот посмотрите на аркатурно-колончатый пояс Дмитровского собора: друг за друга цепляются арочки, и там, где они соединяются, опущена вниз маленькая резная колонна.
Аркатура отделяет верхнюю часть храма — небесную от нижней — земной. Но есть и конструктивный смысл. Поясок аркатуры расположен примерно на середине стены. В интерьере храма на этой высоте крепились хоры, и поясок был нужен для того, чтобы стена лучше выдерживала распор.
Входы в Дмитриевский собор оформлены очень нарядно и торжественно, красивыми перспективными порталами: словно вставленными друг в друга уменьшающимися арками. И резьбой они не просто так украшены. Учёные, разгадавшие смысл резного убора Дмитровского собора, утверждают, что в нём записан весь миропорядок, мир в том идеальном виде, каким сотворил его Господь. Здесь есть всё: земные растения, звери, птицы, люди, и все они существуют в мире и гармонии.
В XII веке древнерусская архитектура достигла замечательного расцвета. Прекрасных стройных храмов в это время построили немало. И вот что интересно: откуда вдруг только в одной Владимиро-Суздальской Руси появилась эта резьба? Резной декор не был чужд русскому искусству. По дереву резали всегда. А по камню — только здесь. Правда, в других городах, в том же Киеве и Чернигове, можно найти отдельные памятникам резьбы по камню, но их очень немного.
Когда я была в Италии, в храмах городов и селений Тосканы — средней части полуострова, мне довелось увидеть похожую резьбу по белому камню. Только там — по мрамору.
И притом в храмах, построенных в XII веке. Может, у нас итальянцы строили? Или те, кто в Италии учился или побывал? Увидел, понравилось — и тут сделал такую резьбу. Пока никто не дал окончательного ответа на этот вопрос...